Муравьи тоже борются с пробками. Муравьи, муравей. Насекомые, беспозвоночные, эктопаразиты: иксодовые клещи

Муравьи тоже борются с пробками

Отряд: Hymenoptera Linnaeus, 1758 = Перепончатокрылые

Семейство: Formicidae = Муравьи настоящие

Муравьи тоже борются с пробками

Читать дополнительно:

* Муравьи

Когда в узком месте образуется пробка, муравьи начинают направлять вновь прибывающих участников «дорожного движения» на обходные пути.

Добывающие корм муравьи устанавливают химические маркеры, которые указывают путь для других муравьев, курсирующих по маршруту между источником пищи и гнездом. Чем больше муравьев следует по этому маршруту, тем сильнее запах, и тем привлекательнее становится этот путь. Когда слишком много муравьев начинают использовать этот маршрут, говорит Винсен Фуркасье университета Поля Сабатье в Тулузе (Франция). Коллектив исследователей под его руководством обнаружил, что муравьи очень эффективно справляются со скоплениями на рабочих путях, распихивая друг друга и вынуждая искать обходные пути.

Фуркасье и его коллеги провели опыт с черными садовыми муравьями (Lasius niger). Они оборудовали две дороги до куска сахара. Когда эти дорожки были 10 миллиметров шириной, двухстороннее движение было намного более интенсивно по одной из них, что вполне естественно: муравьи предпочитают следовать «отчетливым» (то есть химически наиболее выраженным) маршрутом. Но когда ширина дорожек была сужена до 6 миллиметров, движение муравьев по ним оказалось более легким: потому что муравьи, возвращающиеся с порцией сахара, просто расталкивали тех, кто шел из гнезда, вынуждая их пользоваться второй дорогой.

«Этого мы совсем не ожидали», - говорит Фуркасье. «Мы ожидали, что муравьи просто повернут назад в муравейник, но они нашли лучшее решение проблемы». Исследователь подозревает, что подобные механизмы управления движением работают и внутри муравейника.

Подобные простые правила могли бы использоваться, чтобы управлять потоком данных через сети типа телефонных систем, говорит компьютерщик Петер Бентли из Университетского Колледжа Лондон.

Многие ученые надеются, что поведение муравьев (или других естественных систем) даст ключи для проектирования компьютерных сетей, умеющих справляться с перегрузкой линий связи.

Лет двадцать назад на юге Африки, в алмазоносном районе Центральной Ботсваны, было найдено 10 отпечатков ископаемых муравьев. И хотя сохранились они не особенно хорошо, находки эти, как теперь оказалось, имеют очень важное значение для мирмекологии (науки о муравьях). Возраст найденных отпечатков – около 90 млн лет – соответствует концу мелового периода, времени вымирания динозавров и появления одной из самых процветающих ныне групп насекомых – муравьев. Изучив отпечатки, крупнейший специалист по ископаемым муравьям профессор МГУ Г.М. Длусский и его коллеги описали в 2004 г. 5 новых для науки видов и 3 новых рода.

Один из них – род Afromyrma – относится к подсемейству Myrmicinae. До сегодняшнего дня наиболее древним известным представителем этой группы считался вид Eocenidris crassa, описанный в 1985 г. из эоценового янтаря, найденного в Арканзасе (США). Напомним, что эоцен – одна из эпох третичного периода, соответствующая времени 40–55 млн лет назад.

Все 11 730 видов известных науке (на 25 июля 2004 г.) муравьев можно условно разделить на две группы в зависимости от числа члеников в стебельке, соединяющем грудку с брюшком: муравьи с одночлениковым и муравьи с двухчлениковым стебельком. Первая группа у нас лучше известна – к ней относятся и рыжие лесные муравьи Formica, и древоточцы Camponotus и черные садовые муравьи из рода Lasius. Однако половина всех современных видов муравьев (более 4500 видов) относится именно к «двухчлениковому» подсемейству Myrmicinae. В Америке они представлены знаменитыми «грибководами» и листорезами (Atta, Acromyrmex), опасными огненными муравьями (Solenopsis)*, а на других материках: муравьями-жнецами (Messor, Pogonomyrmex). К мирмицинам относятся и два из трех самых крупных муравьиных родов – Crematogaster (более 400 видов) и Pheidole (около 1000 видов). Наши неприятно жалящие мирмики (Myrmica) и самый распространенный в мире домовой фараонов муравей (Monomorium pharaonis) – тоже из мирмицин.

Это подсемейство всегда считалось эволюционно более молодым. Тем более, что до сих пор в геологических слоях, относящихся к меловому периоду, находили только остатки представителей «одночлениковой» группы, с эволюционной точки зрения более древней, чем мирмицины, и предковой по отношению к остальным. Кстати, самые древние муравьи, известные науке, были описаны в 1998 г. из отложений мелового периода в Хабаровском крае и имеют возраст до 113 млн лет. Они принадлежали к «одночлениковому» подсемейству Armaniinae, которое полностью вымерло в конце мелового периода вместе с динозаврами.

Но, оказывается, что и мирмицины существовали уже в мезозое. Возникли они, вероятно, на юге Африки – об этом говорят не только находки из Ботсваны, но и то, что южно-африканские пустыни – единственное место, где Myrmicinae, в лице очень своеобразного рода Ocymyrmex, смогли занять нишу муравьев-бегунков. Бегунки – особая экологическая группа живущих в жарких пустынных областях муравьев зоонекрофагов (т.е. охотящихся на насекомых и/или растаскивающих на корм своим личинкам падаль), ведущих дневной образ жизни и чрезвычайно подвижных**. Во всех других пустынях – Австралии, Америки, Евразии и большей части Африки – среди бегунков доминируют представители «одночлениковых» подсемейств Formicinae и Dolichoderinae. И только в пустынях на юге Африки они представлены «двучлениковыми» мирмицинами из рода Ocymyrmex. Внешне Ocymyrmex (рис. 3) скорее напоминают представителей другой экологической группы – муравьев-жнецов, но семян не собирают, а являются типичными дневными зоонекрофагами. Они так же быстро бегают, как и знаменитые бегунки из рода Cataglyphis, имеют псаммофор для переноски песчинок и удлиненные дыхальца на грудке. Кроме того, у них странная и очень примитивная структура семьи. Настоящих маток как таковых в их семьях практически нет, а яйца откладывают так называемые эргатоидные самки, похожие на рабочих. Другие такие же эргатоидные самки, но неоплодотворенные, выполняют функции обычных рабочих.

Очевидно, в момент появления мирмицин в Африке «бегунковая» экологическая ниша в этих местах была еще не занята, и предки Ocymyrmex успели опередить своих «одночлениковых» собратьев и закрепиться в ней, развив соответствующие приспособления.

Наиболее древние из известных ископаемых муравьев вымерли, а мирмицины живы и процветают, и за примерно 100 млн лет стали самой разнообразной и большой группой муравьев. И хотя отпечаток афромирмы не очень красив, но ведь это прапрабабушка всех 4500 современных видов муравьев мирмицин, которая миллионы лет ждала своего часа славы.