орехотворка яблоковидная. Cynips quercustolii. Орехотворка обыкновенная дубовая, орехотворка яблоковидная. Cynips quercustolii. Орехотворки. Cynipidae Latreille, 1802 = Орехотворки. Перепончатокрылые.Отряд: Hymenoptera = Перепончатокрылые.

Род: Cynips = Орехотворки

Дубовая орехотворка

Род: Cynips = Орехотворки

Вид: Cynips quercustolii = Орехотворка обыкновенная дубовая, орехотворка яблоковидная

дубовая яблоковидная орехотворка

Личинки яблоковидной орехотворки развиваются на листьях дуба. Личинки живут в галлах шаровидной формы, напоминающих мелкие плоды лесных яблонь. Местами они в массе отмечаются осенью на листьях дуба, становясь особенно заметными на опавшей листве.

Размерами с крупную вишню, галлы заполнены жидкостью, давление которой определяет упругость их стенок. Аккуратное вскрытие показывает, что она действительно занимает большую часть объема галла. Жидкость чайного цвета, как и черный чай, содержит большое количество танинов, которые нарабатывает растение-хозяин. Ни в одной части дерева не содержится столько танинов и дубильных веществ, сколько в галлах орехотворок. Например, в коре дуба содержится 29 % дубильных веществ, в древесине — 5—7 %, а в галлах орехотворок на листьях — от 24 до 60 %.

Именно высокая концентрация танинов определяет лечебные свойства отвара коры дуба, оказывающего вяжущее и дезинфицирующее действие. А еще танины определяют высокую стойкость древесины дуба к физическим и химическим воздействиям. На практике танинсодержащие жидкости используются для тонировки — морения древесины, которая в результате этого приобретает приятный коричневатый оттенок. Оказалось, что для этих целей может с успехом применяться содержимое галлов яблоковидной орехотворки. И действительно, до середины прошлого столетия эта жидкость широко использовалась для пропитки деревянной мебели для химических лабораторий, поскольку к ней предъявлялись высокие требования по стойкости к щелочам, кислотам и другим агрессивным химикатам. Разумеется, это требовало серьезных усилий по организации сбора в нужном количестве «дубовых яблок». С появлением новых материалов, устойчивых к воздействию агрессивных сред, описанная технология ушла в прошлое. Но антикварной ценности старинные химические столы с пропиткой естественными танинами по-прежнему экспонируются в музеях, помогая воссоздать колорит ушедшей эпохи.

Орехотворки

В старину дубовые галлы были известны под названием «чернильных орешков». И это не случайно — из них действительно приготовляли светостойкие черные чернила. Рукописные книги, документы, написанные много веков назад, донесли до нас тексты, выполненные этими чернилами, сохранившими свой первоначальный цвет. Этими чернилами пользовались Леонардо да Винчи, И. С. Бах, Х. К. Андерсен и многие другие. Практически все рукописные книги в Европе написаны «железогалловыми» чернилами. С XII в. способы изготовления чернил из «чернильных орешков», которыми и написано подавляющее большинство рукописных книг позднего Средневековья, появляются во всех руководствах для производителей. Для получения чернил вываривали галлы и добавляли к полученному отвару соли железа. Дубильные вещества, соединяясь с железом, делали прозрачную жидкость густо-черной. Иногда экстракт орешков подвергали ферментативному гидролизу, позволяя ему покрыться плесенью, в результате чего из танина высвобождалась галловая кислота. Затем в раствор добавляли сульфат железа, или железный купорос. Он взаимодействовал с кислотой, и образовывался черный галлат железа — основа чернил. А еще в чернила добавляли смолы вишни и акации, вино и уксус, пиво и мед.

В тяжелые военные и послевоенные годы, когда не было химических чернил и писчей бумаги, сельские школьники писали старинными чернилами на полях газетных страниц. Галлы яблоковидной орехотворки появляются ближе к середине лета. Они шаровидные, гладкие, с небольшими бугорками, размеры могут достигать 25 мм в диаметре. Если аккуратно разрезать эти сочные образования, то внутри можно обнаружить округлую камеру около 4 мм в диаметре с белой маленькой личинкой внутри. Она является единственным обитателем созданного ею самой микромира. И действительно, галл предоставляет ей «и кров, и пищу», то есть выполняет функции защиты от неблагоприятных условий окружающей среды, хищников, и предоставления питания.

дубовая яблоковидная орехотворка

Сами галлы окрашены в зеленовато-желтый цвет, с солнечной стороны с красноватыми бочками. Располагаются на нижней поверхности листьев дуба, на одном листе их может быть до 15, а иногда и более. Созревают галлы в начале осени и опадают на землю вместе с листьями. Биологические циклы многих орехотворок сложны. У всех видов, трофически связанных с дубом, в течение года развивается два поколения: весеннее обоеполое (бигамное) и осеннее — партеногенетическое (агамное). Так, у яблоковидной орехотворки развитие происходит следующим образом: галлы, образовавшиеся летом после откладки яиц оплодотворенными самками бигамного поколения, развиваются на нижней стороне листьев («чернильные орешки») и вместе с листьями осенью опадают на землю. Из этих галлов выходят партеногенетические самки, которые откладывают яйца в почки дуба. Личинки бигамного поколения развиваются на стволах и побегах в покоящихся почках, на которых формируют небольшие (2,5—3,5 мм длиной) яйцевидные, опушенные красноватыми волосками галлы. Созревают они в мае, лёт взрослых орехотворок в мае—июне. После оплодотворения самки откладывают яйца на листья дуба.

Читать дальше: Дубовая орехотворка в народной медицине