Пещера в Вайтомо: Новозеландский светлячок (GLOW-WORM) Грибной комарик-светлячок Arachnocampa luminosa = Грибной комарик-светлячок

Семейство: Mycetophilidae = Грибные комары

Arachnocampa luminosa

Вид: Arachnocampa luminosa = Грибной комарик-светлячок

Грибной комарик-светлячок или Новозеландский светлячок (GLOW-WORM) является одним из самых интересных насекомых фауны Новой Зеландии. Он встречается по территории всей страны в известняковых пещерах, неиспользуемых тоннелях горной промышленности, а также в сырых крутых оврагах на кустах, во влажных тенистых трещинах и под деревьями на листья папоротников во влажных лесах.

Пещера Вайтомо Arachnocampa

Пещера Вайтомо стала всемирно известной из-за десятков тысяч личинок светлячков, которые живут на стенах, потолках и сталактиты этой пещеры. Это насекомое не имеет отношения к европейскому светлячку, который относится жукам. Новозеландский светлячок принадлежащих к семейству грибных комаров. Личинки, куколки и взрослые особи обеих полов - все светятся. В личиночной стадии свет привлекает добычу в виде других организмов, а к куколке и взрослым особям свет привлекает противоположный пол.

Личинка готовит гнездо в виде туннеля из слизистого шелка, который она вырабатывает ротовыми железами. Свою добычу они ловят на специально сооруженные длинные липкие лески. Личинка быстро движется до лески, на которой находится запутавшаяся в ней добыча и поедают насекомое прямо в ловушке.

Одна личинка, в зависимости от ее размера, сооружает до 70 таких линий-ловушек, длина которых может существенно различаться и составляет от менее чем 1 см до 50 см. Каждая ловчая линия состоит из длинной нити из шелка которая несет на себе целую серию слизистых клейких капель, создавая видимость нитки бус. Размер капли составляет около 1 мм в диаметре. Гнезда и ловчие линии могут быть по мере надобности реконструированы и отремонтированы.

Полностью выросшие личинки достигают до 40 мм в длину, которые затем превращаются во взрослых насекомых-комаров, имеющих в среднем 15 мм в длину. Жизненный цикл длится около 11-12 месяцев, при этом личиночная стадия длится восемь или девять месяцев.

Жизненный цикл этого светлячка состоит из четырех этапов. Яйца откладываются в щелях на стенах и потолках по 30-40 штук. Сразу же после вылупления из яйца, личинки испускают свет, строят гнезда, сооружают ловчие линии и кормятся. Основа их рациона - всевозможные летающие насекомые, которые попадают в ловушки, они и пожираются личинками. Личиночный период - самый длинный этап в жизни этого насекомого и длится он около девяти месяцев. Arachnocampa luminosaЗатем личинка превращается в куколку в коконе, из которого позже появляется крылатое летающее насекомое, которое выглядит как большой комар. Взрослые летающие особи живут не дольше, чем несколько дней, поскольку у них нет пищеварительной системы и поэтому они не могут питаться. Вместо этого они использует все время для спаривания и откладывания яиц.

Личинка этого светлячка использует свой свет для привлечения добычи. Их хвост светится благодаря биолюминесценции, которая является реакция между химическими веществами, выделяемых личинкой этого светлячка [luceiferin] и кислорода, содержащегося в воздухе. Эта химическая реакция производит свет, которым светлячок может управлять за счет уменьшения подачи кислорода в световой орган. Летающие насекомые летят к свету и застряют на липкой линии, которые развешивает светлячок. Светлячки также используют их свечение чтобы ловить других существ для питания, благодаря чему они могут выжить в очень влажных, темных местах, где их свет может быть легко замечен другими насекомыми. Личинки нуждаются в наличии потолка, т.е. довольно большой горизонтальной поверхности, с которой они могут свесить свои липкие [покрытой слизью] ловчих линий, а также им необходимо защищенное место, где ветер не всушит или не сплетает в клубок их ловушки. Пещеры Вайтомо обеспечивают этому виду идеальную среду с обилием насекомых, занесенный в пещеру по реке.

Хищниками светлячка являются длинноногие жнецы, близкие родственники пауков. Этот охотник может перемещаться умело через липкие ловушки в поисках личинок светлячка. Существует также некоторый каннибализм в плотных поселениях светлячков во время территориальных споров. До 40% от общего числа куколок светлячка в пещерах, убивает белый гриб, гифы которого окутывает все их тело.