Кокциды. Кошениль. Семейство: Coccidae = Кокциды. Равнокрылые хоботные. Отряд: Homoptera = Равнокрылые хоботные: тли, кокциды, филоксера, цикады

Семейство: Coccidae = Кокциды

Семейство: Coccidae = Кокциды

Читать дополнительно: *Кошениль или история о кармине *Филлоксера – хроника нашествия

...Сравнение разных групп самок кокцид позволяет проследить последовательное упрощение их строения, связанное с утратой способности к активному передвижению и переходом к неподвижному образу жизни. Переход к неподвижному образу жизни взрослой самки всегда связан с тем, что расселение осуществляется на стадии личинки. Расселяются кокциды с помощью личинок первого возраста. Личинки, выходящие из яйца, подвижные, шестиногие, с развитыми усиками и простыми глазками, с парой длинных хвостовых щетинок. Тело личинки уплощенное. Хоботок у новорожденной личинки в свернутом состоянии подогнут под брюшную поверхность тела и находится в особом кармане на брюшке. Такие личинки недаром получили название «бродяжек»— они его заслужили. Выйдя из-под материнского щитка или яйцевого мешка, личинки тут же расползаются в разные стороны. Часть успевает укрепиться на том же растении, но большинство срывается ветром. Так как личинки крохотные и легкие, восходящие токи воздуха легко поднимают их, иногда на десятки метров и вместе с пылью разносят на огромные расстояния. Конечно, большинство личинок при этом погибает, но некоторые случайно попадают на подходящее кормовое растение. Там личинка зацепляется ногами за поверхность, находит удобное для сосания место, прикрепляется, питается и растет.

Развитие личинок идет по-разному в зависимости от того, превращается личинка в самку или самца. Развитие самки проще — личинка растет, сохраняя развитые ротовые части, постепенно утрачивая во многих случаях ноги, усики, глаза. Сложнее превращение самцов. Личинка самца выделяет восковой покров, образующий над ее телом тонкий кокон. Под защитой кокона личинка линяет и теряет конечности и ротовые органы. Получается неподвижная непитающаяся стадия, похожая на куколку насекомых с полным превращением. На такой напоминающей куколку стадии у самца кокцид снова формируются ноги, вырастают крылья (у них развиты только передние крылья), а ротовые органы так и не восстанавливаются.

На заднем конце тела кокцид имеются 2 хвостовые нити или целый пучок длинных щетинок. Короткая жизнь самца уходит на отыскание самки и оплодотворение ее. Впрочем, многие кокциды размножаются только партеногенетически. У некоторых видов самцы иногда появляются, но оплодотворение не обязательно, а есть виды, полностью утратившие самцов.

Кокциды — очень важная в хозяйственном отношении группа насекомых. Их больше по числу особей и по разнообразию видов в более теплых районах, где виды, поселяющиеся на культурных растениях, особенно на древесных и кустарниковых, приносят иногда огромный вред. У нас особенно велик вред от кокцид бывает в садах степной полосы, в Средней Азии и в субтропиках. Эффективнее других насекомых-энтомофагов оказался крохотный наездник проспалтелла (Prospaltella perniciosi). А божьи коровки-хилокорусы хотя и поедают эту щитовку, но менее охотно, чем других кокцид. Немало и местных видов кокцид, относящихся к разным биологическим группам, вредит нашим садам. На стволах яблонь легко встретить подвижных, довольно крупных червецов-фенакокков (Phenacoccus aceris), у которых самки подвижны. На стволах же и более толстых ветвях бывает много устрицевидной щитовки (Aspidiotus ostreaeformis). На стволах молодых штамбовых деревьев в питомниках сплошной налет могут образовать запятовидные щитовки (Lepidosaphes pomi), нередко, если не проводить борьбу, вызывающие усыхание саженцев и молодых деревьев. На косточковых деревьях иногда в массе размножаются ложнощитовки — акациевая (Eulecanium corni), сливовая (E. prunastri) и многие другие. На цитрусовых сильно вредят мучнистые червецы, крупные, покрытые белым налетом подвижные самки которых наносят сильные повреждения, чайному кусту и виноградной лозе вредят подушечницы и т. д.

Хоть и велик вред от кокцид, но это одна из тех немногих групп насекомых, представители которой дают и ценные вещества, используемые в промышленности. Кокциды из подсемейства лакциферин выделяют много ценных воскоподобных веществ, находящих широкое применение в лакокрасочной промышленности и в электротехнике. Многие тропические виды, в частности тахардия (Tachardia lacca), выделяют вещество, известное под названием шеллак, оказывающееся незаменимым диэлектриком, идущим на изоляцию тонких проводов в радиотехнике. Лаковых червецов многократно пытались акклиматизировать и в умеренном поясе, но пока за рамки опытов эти работы не вышли — лаковые червецы требуют безморозного климата.

Кармин — ценный естественный краситель, находящий очень много потребителей — от художников и текстильщиков до биологов-гистологов, красящих им микроскопические препараты,— тоже добывается из червецов. Особенно много его получают от ложнощитовки Dactylopius cacti, обитающей в Мексике на кактусах. В Средиземноморье кармин добывают из кермесов (Kermes vermilio), в Закавказье — из Porphyrophora harneli, а в Польше для получения кармина собирали Margarodes polonicus. Лак, идущий на покрытие знаменитых китайских и японских лаковых изделий, выделяется ложнощитовками пела (Ericerus pela).

Выделения некоторых червецов, обитающих в Аравии на тамарисках, как и выделения тлей, богаты углеводами, и у арабов их медвяная роса называется «ман». Библейская легенда о «манне небесной» была, наверное, навеяна тем, что в пустыне иногда встречаются большие скопления этих выделений кокциды трабутины (Trabutina mannipara). Кокциды — группа насекомых, интересная своими биологическими особенностями и имеющая огромное практическое значение. Но эта группа очень трудна для изучения — большинство признаков, важных даже для определения вида насекомого (а это крайне существенно, так как из двух сходных видов один может быть опасным вредителем, а другой — безвредным для нас обитателем неиспользуемых растений), требует изготовления микроскопических препаратов и солидной подготовки..