Равнокрылые хоботные. Отряд: Homoptera = Равнокрылые хоботные: тли, кокциды, филоксера, цикады

Семейство: Cercopidae = Пенницы

Семейство: Cercopidae = Пенницы

Читать дополнительно: * Равнокрылые хоботные

*Филлоксера – хроника нашествия

Пенницы отличаются от цикад не только меньшими размерами, а их длина колеблется в пределах 5—10 мм, но также и целым рядо других анатомических признаков. Пенницы на голове имеют только два глазка. Между передними крыльями располагается щиток, а сами передние крылья бывают кожистыми структуре, а также иногда бывают довольно ярко окрашенными, во многом напоминая надкрылья некоторых групп жуков и клопов. У пенниц голени передних ног нерасширенные.

Пенницы - довольно богатая видами группа хоботных, они распространены как в тропиках, так и в умеренном поясе. В настоящее время науке известно более 1350 видов, а на территории СНГ обитает значительно меньше пенниц - всего около двух десятков видов.

Взрослых пенниц в природе заметить и особенно рассмотреть не очень просто. Все связано с тем, что будучи потревожеными, они тутже падают "замерво" на землю. Поэтому, чтобы с ними познакомиться поближе, необходимо научиться собирать их путем «кошения» при помощи энтомологического сачка, или путем стряхивания их с растений на подложенные под них куски ткани или какой-либо пленки.

А вот с личинками дело обстоит попроще. Как и у всех цикадовых, личинка пенницы питается соками растений, прокалывая для этого стебель хоботком. При этом она выделяет много жидкости, которой находит оригинальное применение. Все дело в том, что личинки пенниц, питаясь на поверхности стеблей и листьев различных растений, как правило обитающих в довольно сырых местообитаниях или на берегах водоемов, выводят через анальное отверстие много жидкости. В ней содержится особое вещество - муцин, которое повышает ее вязкость и делает пену устойчивой, поэтому насекомому не приходится слишком часто подновлять свое пенистое жилище.. Выделяемую жидкость-экскременты личинка специально вспенивает, время от времени выделяя в нее пузырьки воздуха. Это они делают благодаря наличию снабженных особыми складками-клапанами задних дыхалец. Вот именно за способность выделять в большом количестве жидкость в виде пены, окружающей личинку, эти насекомые и получили свое название: "пенницы".

В результате такой деятельности, личинка живущая на поверхности растения, оказывается целиком покрытой защитной пеной, на первый взгляд сильно напоминающей скопление слюны. Именно поэтому такие выделяемые пенницей скопления жидкости получили в народе и другое название «кукушкины слюнки».

Выделяемая личинками пенка выполняет защитную функцию и совершенно необходима личинке пенницы. Лишившись ее, личинка в сухом воздухе быстро погибает от пересыхания. Взрослая пенница живет открыто на растениях, умеет плотные и надежные внешние покровы и ни в какой специальной защите не нуждается.

Излишки выделяемой личинками жидкости стекают по растению, капают на землю, иногда достаточно интенсивно. Известный путешественник Ливингстон, будучи в Африке, принял однажды такие выделения за дождь: так как они буквально лились с деревьев, массово заселенных пенницами.

Некоторые виды пенниц, обитающие в более сухих местностях, вынуждены переходить на подземные части растений, непосредственно в почву, в более влажные условия. В таких местообитаниях личинки не выделяют «слюнок», что косвенно показывает роль пенистых выделений. А она заключается в смачивании нежных покровов для защиты от высыхания, а так как в почве высыхания тела почти не происходит, то и надобности в такой защите у личинок пенниц нет.

В Австралии относящиеся к пенницам, но не очень на них похожие махероты (Macherotes) обвивают ветки деревьев, в соках которых много кальция, чехликом из своих выделений, богатых углекислым кальцием. У крылатых взрослых махеротов на голове и на переднеспинке имеются длинные выросты, делающие их похожими на представителей другого семейства - Membracidae.

Из обитающих в наших странах пенниц, чаще всего встречается ольховая пенница (Aphrophora alni), встречающаяся на тонких побегах ольхи. По берегам рек без труда можно встретить на многих травянистых растениях пенистые гнезда создаваемые личинками обыкновенной слюнявницы (Philaenus spumarius). А при разборе насекомых, собранных при кошении сачком, очень часто можно заметить красивую раненную пенницу (Tricephora vulnerata), которая привлекает к себе внимание своей черной окраской и разбросанными с красными пятнами на передних крыльях и на брюшке. Практического значения для человека пенницы не имеют.