Термиты: органы чувств, термит, термитник. Отряд: Термиты = Isoptera. Питание, биология, социальная жизнь

Органы чувств: на слух и цвет...

Термиты

Перейти в оглавление раздела:Отряд Термиты

* Термиты: защита и нападение

Хотя термиты имеют репутацию неразборчивых едоков, на самом деле они весьма разборчивы. Действительно, отдельные их разновидности разбираются не только в аппетитности и твердости древесины, но и определяют размеры дерева, предпочитая какие-то определенные. По-видимому, это способ избежать конкуренции с другими термитами. Как они справляются с определением размеров дерева точно неизвестно, что ставит ученых в тупик. Ведь термиты слепы и они не обследуют все дерево, прежде чем приступают к нему. Недавно проведенное исследование показывает, что термиты оценивают древесину на слух.

Теодор Эванс (Theodore A. Evans) из Содружества научно-промышленных исследовательских организаций (Commonwealth Scientific and Industrial Research Organization) в Австралии со своими коллегами исследовала, какие факторы влияют на пищевые предпочтения термитов Cryptotermes domesticus. Исследователи предлагали насекомым куски дерева различных размеров и записывали звуки, которые производили термиты, когда ползали внутри древесины и жевали ее. Термиты, оказавшись перед выбором, предпочли куски древесины меньших размеров. Но когда ученые воспроизвели зарегистрированные колебания в новых кусках идентичного размера и предложили их другой группе термитов, то обнаружили, что насекомые откликаются на вибрации термитов, записанные в меньших по размеру кусках древесины.

Поскольку рабочие термиты “слушают” древесину, улавливая колебания специальными органами чувств на усиках-антеннах и ногах, авторы работы предположили, что насекомые при выборе древесины могут использовать резонансную частоту колебаний в различных частях дерева. Кроме того, не исключено, что эти существа могут улавливать различия между записями других термитов и созданными в лаборатории сигналами. К такому выводу пришли ученые, заметив различия в поведении термитов. Было установлено, что в группах, слышавших естественные колебания, оставалось больше рабочих особей, не участвующих в процессе размножения. А в группах, которые не слышали никаких звуков или слышали только искусственные сигналы, картина была обратной.

Авторы работы пришли к заключению, что термиты ошибочно полагали, что кусок древесины уже “населен” и довольствовались ролью помощников. Эта работа была опубликована на этой неделе на сайте Национальная академия наук (Proceedings of the National Academy of Sciences).

Сара Грэхем (Sarah Graham)