Короеды-вредители. Короеды: строение и биология. Короеды - биология короедов. Семейство: Ipidae [Scolytidae] = Короеды. Жесткокрылые, или жуки. Отряд: Coleoptera = Жесткокрылые, или жуки

Короеды-вредители

Короеды

Отряд: Coleoptera = Жесткокрылые, или жуки

Семейство: Ipidae [Scolytidae] = Короеды

Читать дополнительно: * Семейство: Ipidae [Scolytidae] = Короеды

Короеды

У американцев появился пищевой конкурент — крохотный жучок-короед родом из Азии. Он не только повреждает деревья авокадо, но и заражает их опасным грибком.

Хотя США не ведут активных боевых действий на своей территории, в партизанскую войну их уже давно втянули. Благодаря огромному грузопотоку через многочисленные порты на обоих побережьях государство уже многие годы подвергается атакам пришельцев с других континентов. Которые вполне успешно продвигаются внутрь страны, захватывая штат за штатом, и наносят немалый вред экономике.

Одним из последних о своих правах на долю фермерских доходов заявил пришелец из Азии — лавровый короед (Xyleborus glabratus). Он прибыл в 2002 году в порт города Вентворт (Wentworth) штата Джорджия, спрятавшись в упаковочных материалах — поддонах или плетеных корзинах. Откуда точно отплыл новоявленный захватчик, американским энтомологам определить не удалось. Ведь короед достаточно часто встречается в Китае, Индии, Японии и Малайзии, где предпочитает деревья, относящиеся к семейству лавровых.

Короед оценил вкус древесины красного лавра (Persea borbonia), который повсеместно обитает в Джорджии и Южной Каролине. И с 2003 года двухмиллиметровое насекомое сильно повредило посадки дерева в обоих штатах. В 2005 году короед перебрался во Флориду, где продолжил путешествие вдоль восточного побережья, захватывая графство за графством.

Американские энтомологи переполошились. И неудивительно. Ведь большинство короедов спокойно доедают уже мертвые, сухие деревья и не покушаются на здоровые. Да и 30 видов «родных» и «неродных» короедов, которые обитают во Флориде, никогда не приносили такой разрухи.

Но Xyleborus glabratus оказался не только любителем здоровых деревьев, но и переносчиком грибка, который поражает деревья. Грибок, который состоит с короедом в симбиотических отношениях, называется Raffaelea lauricola. И до встречи с его партнером в Джорджии ученые не знали о существовании такого опасного паразита.

Короеды не единственные огородники. Не так давно американские ученые проследили, как самки жука-древоточца (Dendroctonus frontalis) выращивают гриб Entomocorticium для питания своих личинок.

Споры носят на себе преимущественно самки короеда. Они значительно крупнее самцов и в отличие от них умеют летать. Когда жуки просверливают ходы в коре дерева, чтобы отложить яйца, споры гриба попадают в поврежденную древесину и прорастают там. Они заражают собой не только кору дерева, но и смежные с ней слои. И в итоге останавливают поток воды и питательных веществ, который поднимается от корней к кроне.

Короеды носят с собой Raffaelea lauricola отнюдь не из вредности. Когда грибок как следует разрастется, им начинают питаться личинки жучка. Не отказываются закусить грибом и взрослые особи.

К сожалению, пораженное дерево постепенно слабеет и гибнет. В результате сразу несколько видов животных, которые обитают на Восточном побережье США, лишаются кормовой базы.

Семена Persea borbonia — постоянный источник пищи для индюков, перепелов, некоторых видов оленей, птиц и медведей. Кроме того, от красного лавра зависят три вида редких бабочек-парусников. Один из них на лавре вообще размножается: откладывает на нем яйца, а вылупившиеся гусеницы поедают его листья.
Наступление на авокадо

Все вышеперечисленное ученым из Университета штата Айова (Iowa State University) совместно со специалистами по защите леса из Флориды удалось узнать только летом прошлого года. И тут же выяснилось, что под угрозу попали все растения из семейства лавровых, которые живут на юго-востоке США, а также несколько других видов, включая камфорное дерево.

И тут забили тревогу фермеры. В семейство лавровых входит и одомашненное сейчас авокадо (Persea americana) — главная плодовая культура в этом регионе. Выяснилось, что дуэт грибка и короеда поражает все сорта авокадо, которые растут во Флориде. Причем, взрослые деревья страдают значительно чаще, чем саженцы.

По оценкам специалистов из Университета Северной Каролины (North Carolina State University), которые в настоящее время пытаются оценить размер бедствия, жук движется очень быстро, примерно на 20—30 км год. Как говорит один из исследователей — доктор Франк Кох (Frank Koch), всего за год-два короед доберется до районов, где плантации авокадо встречаются наиболее плотно. Сейчас ему осталось пройти всего три десятка километров.

Команда специалистов пытается поймать жуков, чтобы понять, как они распространяются. Задача усложняется тем, что невозможно определить, заражено ли дерево, до тех пор пока оно не начнет гибнуть. «Хотя у нас полно людей, которые озабочены проблемой нового уничтожителя деревьев, никто не знает, что делать», — добавляет Кох.

Фермеры и ученые пытаются спасать авокадо. Некоторые безрезультатно пробуют фунгициды, другие тщательно наблюдают за плантациями авокадо, чтобы сразу вырубить гибнущие деревья.

Специалисты надеются найти эффективный способ борьбы с «криминальным дуэтом». В противном случае, по разным оценкам, фермеры флоридщины потеряют от $15 млн до $30 млн только за один год.

Читать дальше: Короеды