Трипсы, бахромчатокрылые, пузыреногие. Отряд: Thysanoptera = Трипсы, бахромчатокрылые, пузыреногие

Отряд: Thysanoptera = Трипсы, бахромчатокрылые, пузыреногие

Отряд: Thysanoptera = Трипсы, бахромчатокрылые, пузыреногие

ОТРЯД ПУЗЫРЕНОГИЕ, ИЛИ ТРИПСЫ (THYSANOPTERA, ИЛИ PHYSOPODA)

ФотоТрипсов легко отличить от всех остальных насекомых вследствие своеобразного строения их головы, крыльев и ног. Это крошечные насекомые с удлиненным телом, обычно не превышающим 0,5—1,5 мм. Только в тропических странах известны трипсы длиной до 1 см. Голова трипса отличается сильно скошенным лбом и треугольной нижней губой, благодаря чему напоминает конус, обращенный своей вершиной вниз и назад. Усики короткие с небольшим количеством члеников (6—9).

Ротовой аппарат колюще-сосущий; в нем имеются три колющие щетинки, которые двигаются по желобку, находящемуся на внутренней стороне нижней губы. Эти щетинки представляют собой измененные внутренние лопасти двух нижних челюстей и верхнюю левую челюсть. Верхняя правая челюсть у них недоразвита. Щетинки являются не только колющим орудием; благодаря желобчатым углублениям на парных (нижнечелюстных) щетинках они представляют собой сосательную трубку. Такое строение ротового аппарата определяет характер питания трипсов. Большинство из них питается соками растений. При этом покровы растения прокалываются непарной щетинкой, после чего рана углубляется парными щетинками и по образуемой ими сосательной трубке высасываемые соки поступают в пищеварительную полость насекомого. Однако но все трипсы растительноядны, есть среди них и хищники, питающиеся соками других мелких насекомых и клещиков.

ФотоВесьма своеобразен летательный аппарат этих насекомых: обе пары крыльев у них узкие, длинные, усаженные по краю бахромой ресничек, отчего трипсов часто называют бахромча-токрылыми (Thysanoptera). Жилок на крыльях очень мало: кроме жилки, идущей по краю крыла, имеется всего две или одна продольная и несколько поперечных. Благодаря такой конструкции крыльев полет у трипсов своеобразен — они перепархивают с растения на растение в поисках пищи или мест откладки яиц. Длительные полеты у них редки, обычно связаны с перелетами с одного кормового участка на другой. Такие перелеты могут быть массовыми, как это имеет место у хлебного трипса (Limothrips cereal ium), когда он целыми тучами перелетает с одного поля на другое. У ряда видов крылья могут быть укороченными или даже совсем отсутствовать. Иногда один и тот же вид может встречаться в природе в виде трех форм: длиннокрылой (forma macroptera), короткокрылой (f. brachyptera) и бескрылой (f. aptera).

Есть у трипсов и еще одно название — пузыреногие (Physopoda), которое характеризует особенность строения их ног: ноги укорочены, с утолщенными бедрами, их лапки состоят всего из 1—2 члеников, коготки маленькие, в виде двух соединенных между собой пластинок, между которыми располагается пузыревидная присоска. Этот присасывательный аппарат приводится в движение особыми мышцами. При поднятой ноге насекомого оболочка присоски втянута внутрь и имеет форму бокала; при наступании ноги на субстрат оболочка расправляется и в присоску нагнетается из тела жидкость, туго наполняя ее. Такая конструкция ноги обеспечивает быстрое передвижение трипса по растению или по почве с фиксацией тела на субстрате в момент прекращения движения. Характерно, что некоторые трипсы могут делать довольно резкие прыжки, отталкиваясь при этом брюшком.

У трипсов хорошо выражен половой диморфизм. Как правило, самцы у них отличаются от самок менее крупными размерами и более стройным телом; могут они также отличаться и окраской тела. Что касается укорочения крыльев, то оно по-разному проявляется у разных видов: в одних случаях короткокрылыми или бескрылыми бывают самцы, в других — самки; иногда оба пола бывают частью с недоразвитыми, частью с вполне развитыми крыльями.

Благодаря своей тесной связи с растениями, на которых у большинства трипсов протекает их жизнь, ими заселена вся суша. Наибольшее количество представителей отряда падает на тропики и субтропики; по мере приближения к полюсам число видов этих насекомых значительна уменьшается. В настоящее время известно свыше 2000 видов трипсов, из которых на территории бывшего СССР отмечалось около 230 видов.

Большинство трипсов живет в цветках или соцветиях растений, где они в поисках пищи ползают между тычинками и лепестками. Одни из них при этом питаются нектаром, другие же высасывают соки из тканей завязей, цветоложа или развивающихся плодов. Очень часто соцветие или цветок для них является тем местом, где протекает весь их жизненный цикл — от яйца до имаго. Питание завязями цветков обычно приводит к недоразвитию семян растения-хозяина, что определяет их отрицательную роль на посевах культурных растений. Роль трипсов в опылении растений очень мала, так как они редко перелетают с растения на растение и при этом переносят на себе незначительное количество пыльцевых зерен.

Другие виды встречаются на листьях как травянистых растений, так и древесных. Часто можно найти трипсов под корой и на коре деревьев и пней, на лишайниках, во мху и под опавшими листьями.

Яйца трипсов сравнительно крупные, с тонкой прозрачной оболочкой. Выходящие из них личинки похожи на взрослых, но отличаются значительно меньшими размерами, меньшим количеством члеников усиков, более мягкими покровами и отсутствием крыльев. Окраска у них бывает беловатой, желтой или красной. После второй линьки личинка превращается в пронимфу, у которой появляются зачатки крыльев. Усики у пронимфы, так же как и у личинки, направлены вперед, но отличаются срастанием некоторых члеников. После третьей линьки появляется настоящая нимфа; ее легко узнать по своеобразному виду усиков: они загнуты назад и покрыты кожными чехликами. У некоторых видов нимфа линяет, образуя вторую нимфальную фазу.

Развитие трипсов протекает довольно быстро: яйцо развивается от нескольких дней до двух недель, личиночные фазы— 1—4 недели, пронимфа — 1—3 дня и только в состоянии нимфы насекомое может находиться довольно долго — до 2 месяцев. Укороченность цикла развития определяет то, что некоторые виды могут давать за год несколько поколений.