Сверчки настоящие. Семейство: Gryllidae = Сверчки настоящие. Кузнечики, саранча. Отряд: Orthoptera = Прямокрылые

Читать дополнительно: Палочники Фото
* Паразиты промывают мозги кузнечикам и заставляют их топиться
* Летающий паразит заставил сверчков замолчать
*Интересные факты о сверчках

Н.Ю. ФЕОКТИСТОВА: Песенка, продлевающая жизнь

Семейство: Gryllidae = Сверчки настоящие

Мудрые пожилые китайцы часто содержат у себя дома сверчков, так как считается, что поющие насекомые несут положительную энергию и таким образом продлевают жизнь. Давняя традиция – заслушиваться песнями сверчков – есть и в Японии. Посещение мест, славящихся особенно голосистыми насекомыми – сверчками и цикадами, – одно из сезонных удовольствий жителей Страны восходящего солнца, подобно любованию цветущей сакурой весной или багряной листвой в осеннюю пору.

Действительно, монотонная песенка сверчка, так же, как и мурлыкание кошки, действуют на человека успокаивающе, вызывая ассоциацию с уютом и теплом родного дома.

Вместе с кузнечиками, кобылками и медведками сверчки относятся к отряду прямокрылых, составляя в нем отдельное семейство – семейство настоящих сверчков (Gryllidae). Это насекомые с неполным превращением, т.е. в своем развитии они не проходят стадию куколки, а их личинки, даже только что вылупившиеся из яйца, уже очень похожи на взрослых насекомых и ведут сходный с ними образ жизни.

Большинство видов сверчков обитает в теплых краях. В Европейской части России два самых распространенных вида – это сверчок полевой (Gryllus campestris) и сверчок домовый (Acheta domesticus). Первый обычен в лесостепи и степи, но в жаркое лето его можно услышать и в Подмосковье (и даже во дворах в самом городе). Этот сверчок «одет» в строгий черный костюм, украшенный темно-бурыми надкрыльями. Он весьма «усат», а размеры его достигают 2–2,5 см.

Поет самец полевого сверчка, приподняв надкрылья и быстро потирая ими одно о другое, – поет не смолкая практически от зари до зари. Но при этом сидит он около своей норки, чтобы в случае чего быстро юркнуть в убежище, расположенное под землей на глубине 30–40 см. Если же сверчку приходится все же отходить от норки, то вход в нее он предусмотрительно затыкает пучочком травы. Отходить приходится для того, чтобы поесть, а также проверить, не проник ли на территорию «земельного участка», простирающегося на несколько десятков сантиметров вокруг норки, соперник.

С самцами-чужаками хозяин территории вступает в ожесточенные бои. Дерущиеся сверчки стремятся откусить друг другу усики и лапки. Но в первую очередь все-таки усики: их потеря означает для этих насекомых утрату социального ранга.

А вот на поиски самок сверчку отправляться не приходится. На территории самца, как правило, живут несколько самок. Привлеченные пением, они сами приходят к нему в норку. После брачных песен и оживленного брачного танца происходит спаривание. А несколько дней спустя самка погружает свой длинный яйцеклад в мягкую почву и откладывает около 600 яичек.

Молодые сверчки появляются на свет примерно через месяц. Первое время они держатся дружной компанией и вместе прячутся от врагов под камнями и в земляных норках. Так происходит до тех пор, пока молодые сверчки не перелиняют в третий раз. После этого у них, очевидно, заканчивается «детство» и начинается «отрочество» (взрослыми сверчков на этой стадии назвать еще никак нельзя) – насекомые разбредаются по округе, и каждый с помощью сильных челюстей и шиповатых передних конечностей роет для себя индивидуальную маленькую норку. Осенью молодой сверчок углубляет эту норку сантиметров до 30 и переживает в ней холодную зиму. Даже в самый сильный мороз температура в норке редко падает ниже 0 °С, а если это все-таки происходит, то сверчок впадает в анабиоз. Весной, когда солнышко начинает припекать и температура воздуха поднимается до +4 ... 5 °С, сверчки начинают выходить из норок и греться под его лучами. В конце апреля – начале мая у молодых полевых сверчков происходит последняя линька, и они превращаются во взрослых насекомых. В первые часы после превращения вид у сверчка весьма причудливый – он как будто укутан белым покрывалом. Дело в том, что после линьки на спине у него топорщатся мягкие белые крылышки, которые только после обсыхания приобретают нормальный вид: твердеют и темнеют...

Данная статья была опубликована в № 31/2004 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".