МОРФОЛОГИЯ ПТИЦ. Птицы:Особенности строения и биологии птиц

Читать дополнительно:

* Анатомия и физиология птиц

* Птицы в движении

* О песенных талантах птиц

На территории бывшего СССР обитает более 700 видов птиц. Около 20% из них внесены в Красные книги Российской Федерации, Украины, других стран СНГ и стран Балтии. Сохранение редких видов предполагает не только их охрану в условиях дикой природы, но и разведение в неволе, что позволяет создавать «резерв» популяции, или генетический банк, для дальнейшей реинтродукции животных в естественные условия. Евро-азиатская региональная ассоциация зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА), объединяющая 43 организации и Московский зоопарк, как головной зоопарк России, ведут активную работу в этом направлении.

В Северной Евразии обитает 7 из 15 видов журавлей мировой фауны. Пять из них входят в число охраняемых видов, численность которых в природе постоянно сокращается в связи с антропогенным прессом. Так, западные популяции стерха (Grus leucogeranus), обитающие в низовьях реки Оби (Западная Сибирь), уже находятся на грани полного исчезновения. На зимовках в Иране в 2004/2005 г. встречено всего три стерха.

Питомник редких видов журавлей Окского биосферного заповедника был создан в 1979 г. и вот уже более 20 лет ведет работы по разведению, а в последние годы и по выпуску стерхов в природу. Яйца стерха в питомнике подкладывают в гнезда другого вида журавлей (серого), а молодых птиц выпускают как на территориях гнездования стерха, так и на местах их длительных остановок в период миграций. Планируется такая работа и в местах зимовки – в Иране. Трудность, однако, состоит в том, что миграционные пути стерхов этой популяции (а расстояние между местами гнездования и зимовки – около 5 тыс. км) пролегают через страны, где ввиду недостаточной охраны «процветает» браконьерская охота на журавлей. Поэтому проект по реинтродукции стерхов может быть перспективным лишь в том случае, если будет налажена охрана журавлей на всем пролетном пути и если этот проект будет рассчитан на длительный период. Имеет смысл параллельно начать создание новой – европейской – популяции стерха. Маршрут перелета в этом случае был бы не так продолжителен и пролегал бы через страны с хорошо налаженной охраной природы, как миграционные пути серых журавлей, ведущие на юг или юго-запад Европы.

Численность японского, или уссурийского, журавля (Grus japonensis), обитающего на юге Дальнего Востока России, также сокращается угрожающими темпами. Над восстановлением этого вида в Амурской области начали работать Станция реинтродукции редких видов птиц Хинганского заповедника и Муравьевский парк устойчивого развития. Журавлей этого вида успешно разводят и в Окском заповеднике, в Московском и некоторых других зоопарках. В 2002–2003 гг. осуществлены первые опыты по реинтродукции японского журавля в природные места обитания вида в Амурской области.

Даурский журавль (Grus vipio) – другой редкий вид, обитающий на юге Дальнего Востока России. В августе 1981 г. три птенца даурского журавля были доставлены из Монголии в Московский зоопарк*, где уже имелись две птицы этого вида.

Тогда, в начале 1980-х гг., нами при разведении журавлей был впервые применен метод искусственного осеменения, позволивший получить первых птенцов этого, а впоследствии и других видов.

Говоря о необходимости поддержания естественных популяций японского и даурского журавлей, необходимо помнить, что в бассейне Амура находятся самые северные места их обитания, плотность гнездящихся здесь птиц наименьшая в ареалах. При этом журавли часто страдают от весенних палов, приводящих к гибели кладок. Для предотвращения этого необходимо наладить просветительскую работу среди местного населения.

В Программе ЕАРАЗА помимо названных фигурирует и черный журавль (Grus monacha). В настоящее время он отсутствует в коллекциях зоопарков стран, ранее входивших в состав СССР. В зоопарках стран Запада этот вид неплохо размножается, однако там возникают проблемы инбридинга, поэтому требуется «прилитие свежей крови». Так что надо планировать работу по комплектованию в наших зоопарках размножающихся пар из птиц, полученных из природы. Это даст возможность в дальнейшем обмениваться особями с европейскими зоопарками.

В ХХ в. резко сократились численность и ареал дрофы (Otis tarda). В России обитают два подвида дрофы (O.t.tarda и O.t.dybowski), которые внесены в Красную книгу Российской Федерации и являются охраняемыми. Однако восточно-европейская популяция, обитающая в междуречье Волги и Дона, сильно страдает от прямого антропогенного воздействия. Основные гнездовья дроф находятся на полях зерновых культур. Нередко кладки яиц запахиваются в землю в период сева и уничтожаются техникой при проведении других сельскохозяйственных работ. В 1998 г. в Саратовской области при Институте проблем эволюции и экологии РАН был создан Питомник по сохранению дроф. Ежегодно в нем инкубируют до 50 яиц, подращивают птенцов и затем выпускают их в природу. В Харьковской области Украины создан Дрофиный питомник при Эко-агрофирме «Фауна». В 2003 г. здесь получены первые девять птенцов от вольерных птиц.

В настоящее время дрофы содержатся в 6 зоопарках, входящих в состав ЕАРАЗА. Чтобы в дальнейшем можно было планировать выпуск необходимого количества дроф в природные места обитания, необходимо разработать технологию стабильного разведения этих птиц. Не меньший интерес представляет восточный подвид дрофы, а также другие представители семейства дрофиных – стрепет (Tetrax tetrax) и джек (Chlamydotis undulata), численность которых также сокращается. Питомник по разведению джека – с целью его дальнейшей реинтродукции в природу, а также для передачи этого интересного и привлекательного для посетителей вида птиц в зоопарки – создается в Катаре.

Сухонос (Anser cygnoides) – самый редкий вид гусей, численность и ареал которого за последние полвека резко сократились. В настоящее время, по оценкам орнитологов, общая численность сухоносов, гнездящихся в России, не превышает 500 особей. В Монголии и Китае этот вид более благополучен. В Московском зоопарке имеется стабильно размножающаяся группа сухоносов, начало которой положили птицы, отловленные в Монголии.

За последние 20 лет в зоопарке было выращено свыше 300 чистокровных птиц этого вида. Часть их передана в Таллиннский, Новосибирский и другие зоопарки стран бывшего СССР, а также в некоторые зоопарки Европы. Потомство монгольских сухоносов постепенно заменило полукровных гусей во многих зоопарках, что способствовало сохранению генофонда вида.

В 2003 г. Московский зоопарк включился в программу по реинтродукции сухоносов на востоке Азии. В Забайкалье планируется создать свой питомник, где будут разводить сухоносов и выпускать молодых птиц в естественные места обитания. Параллельно необходимо проводить просветительскую работу среди населения юга Дальнего Востока, и особенно Приамурья и Забайкалья, с целью охраны выпущенных в природу птиц этого и других редких видов гусей.

В ряде регионов России и ближнего зарубежья снизилась численность сапсанов (Falco peregrinus). Особенно это касается урбанизированных ландшафтов и мест, где велик антропогенный пресс. Ни для кого не секрет, что из природы незаконно изымаются ловчие виды хищных птиц. В то же время в крупных городах, где есть стабильная кормовая база в виде синантропных голубей, воробьев и врановых, можно восстановить популяции хищных птиц. Этим вопросом активно занимаются сотрудники ВНИИ природы России. Ими создан питомник под названием «Русский соколиный центр», которым руководит А.Г. Сорокин. Здесь разводят сапсанов для выпуска в Московском регионе – уже выпущено 18 птиц. В Москве в настоящее время живет 6–8 особей сокола этого вида, адаптировавшихся к городским условиям.

Балобан (Falco cherrug) – другой вид крупных соколов, численность которых в природе снижается из-за отлова с целью использования птиц в качестве ловчих. На территории бывшего СССР существует несколько крупных и множество мелких питомников хищных птиц, где активно ведется разведение балобанов. Семь лет назад такой питомник появился и в структуре Московского зоопарка. Филиал зоопарка, который находится в Подмосковье, ставит своей задачей разведение редких и ценных видов животных.

В частности, там содержатся две размножающиеся пары балобанов, от которых ежегодно получают до 10 и более птенцов. Самые крупные российские питомники: «Галичья гора» в Липецкой области и «Алтай Фалькон» в Алтайском крае ежегодно выращивают от 50 до 100 и более птенцов балобана каждый. К настоящему времени рынок балобанов насыщен, и питомники готовы начать работу по реинтродукции соколов в природу. В Казахстане такая работа уже идет полным ходом. Питомник «Сункар» под Алма-Атой ежегодно выращивает до 80 балобанов, около 70% которых выпускается в природу. Здесь используются передовые технологии искусственного осеменения, инкубации и выращивания птенцов. Такие питомники могут стать методическими центрами для начинающих вести эту работу зоопарков.

Белоплечий орлан (Haliaeetus pelagicus) – эндемик России, населяющий в гнездовой период побережья тихоокеанских морей. Численность современных популяций этого вида на Камчатке относительно стабильна, однако на Сахалине и в Нижнем Приамурье наблюдается тенденция к ее снижению, а также происходит деградация мест гнездования орланов.

Все это побудило ЕАРАЗА начать работу по созданию стабильно размножающейся «искусственной популяции» белоплечего орлана для обеспечения возможности реинтродукции птиц в места с восстановленной природной средой. В начале 1980-х гг. в Московский зоопарк было доставлено 37 птенцов белоплечих орланов из популяции Нижнего Приамурья и в 1987 г. получено первое потомство. Успешно разводит этот вид и Алмаатинский зоопарк. Вывоз же птенцов из природы к 2001 г. прекращен.

Дикуша (Falcipennis falcipennis) обитает на крайнем востоке Азии, в зоне тайги. Этот вид из семейства тетеревиных птиц внесен в Красную книгу России (2001). В связи с ограниченным ареалом и возрастающим антропогенным воздействием на природные местообитания встала проблема создания генетического банка дикуши в условиях зоопарков и питомников. Первые опыты по содержанию этих птиц проводились еще в начале 1980-х гг. Центральной научно-исследовательской лабораторией Главохоты РСФСР, однако они не дали положительного результата. Позже этим видом занялся Новосибирский зоопарк. На его Карасукском стационаре было налажено стабильное разведение дикуш, а в 2002–2004 гг. осуществлен экспериментальный выпуск птиц в природу. В таежные леса Алтайского края и Новосибирской области, т.е. за пределы природного ареала вида, выпускали по 30–50 молодых дикуш в год. Расширение ареала и создание новых популяций азиатской дикуши позволило бы снизить угрозу вымирания этого ценного вида птиц – реликта эпохи плейстоцена. Но пока об успешности этой работы, проводимой под научным кураторством Новосибирского Института систематики и экологии СО РАН, судить рано.

Спектр видов птиц, разводимых в количествах, достаточных для работ по реинтродукции в природу, вероятно, будет расширяться. Можно надеяться, что совместная работа зоопарков и других природоохранных учреждений Восточной Европы и Северной Евразии позволит сохранить биоразнообразие птиц этого региона....