Способы добывания пищи и связанные с ними морфологические особенности птиц. Меню птиц (кормовое, пищевое поведение). Поведение и экология птиц

Способы добывания пищи

Перейти в оглавление раздела: * Питание птиц: кормовое поведение

Способы добывания пищи и связанные с ними морфологические особенности птиц

Способы добывания пищи у птиц весьма разнообразны. Простейший из них — подбирание корма с земли клювом — характерен для голубей, скворцов, жаворонков, коньков и др., а такой способ, как погружение клюва в мягкую почву, свойствен многим куликам. Куриные птицы разыскивают пищу, роясь в земле, в соответствии с чем у них сильно развиты цевка, пальцы и когти. При ловле добычи в воздухе птицы или подстерегают ее и затем бросаются за ней (мухоловки и др.), или активно и долго преследуют свою жертву в воздухе (ласточки, стрижи, соколы). Дятлы долбят дерево и ищут насекомых в углублениях коры, древесины. Пищухи, поползни, синицы также вытаскивают клювом насекомых, прячущихся в щелях коры. Многие птицы обрывают побеги и почки (тетерев, глухарь, белая куропатка), склевывают плоды и ягоды (дрозды, дубоносы).

Разнообразны способы добывания пищи птицами из воды. Одни виды подбирают корм с поверхности водоемов, другие — из поверхностных слоев воды, третьи — из глубинных и придонных слоев, либо со дна водоемов. Чайки, например, плавая или летая, берут корм с поверхности воды. Лебеди, гуси, речные утки (не нырковые), подгребая ногами, погружают в воду голову, шею и передние части тела, принимая более или менее вертикальное положение. Нырковые утки ныряют уже по-настоящему. Наконец, гагары, поганки, бакланы, чистики, крохали не только ныряют, но и плавают под водой несколько секунд, а иногда могут находиться под водой 2-3 минуты. Некоторые ныряют пассивно, с разлету бросаясь в воду и используя при этом для погружения и продвижения под водой лишь собственный вес. Так поступают при добывании пищи крачки, зимородки, олуши и некоторые другие птицы.

При отыскании пищи основное значение для птиц имеет зрение, отчасти слух (у ночных и лесных видов), иногда осязание (у некоторых куликов, утиных, фламинго в клюве сильно развиты осязательные тельца). Большинство птиц добывает корм на земле или растениях, меньшинство — в воде или воздухе (на лету).

В связи с разнообразными способами добывания и схватывания пищи у птиц по-разному устроены клюв, язык и лапы.

Так, например, у многих уток клюв широкий, сверху плоско-выпуклый, с характерной закрайкой-ноготком на переднем конце. К краям клюва имеются ряды роговых пластинчатых зубчиков: при закрытом клюве зубчики верхней части челюсти вкладываются в промежутки между зубчиками нижней. Большой мясистый язык по краям имеет роговую оболочку с рядами зубчиков. Система зубчиков краев языка и боков челюстей образует сито, через которое отцеживается поступающая в клюв пища (ил, мелкие личинки, черви, моллюски). Следует отметить еще одну характерную особенность утиного языка и клюва: на них имеются многочисленные окончания нервов и система нервных осязательных телец. В результате клюв и язык превращаются в весьма тонкий осязательный аппарат: утка во время ночной кормежки, не глядя, забирает в рот мелкую добычу. Кроме того, интересно отметить, что утка, находясь под водой, может широко открывать клюв и не захлебываться благодаря одной анатомической особенности — у нее дыхательная щель отнесена далеко назад (почти на линию причленения челюстей). Когда клюв широко открыт, толстое основание языка преграждает доступ воды к внутренним отверстиям и к щели дыхательного горла.

Весьма своеобразен клюв у фламинго: он согнут вниз под тупым углом и высота его больш ширины. Верхняя челюсть гораздо меньше нижней, она узка и очень плоска, в основании покрыта мягкой кожей, на конце тверда. По краям надклювья и подклювья имеются мелкие роговые пластинки и зубчики, образующие цедильный аппарат, напоминающий таковой у гусеобразных птиц. Громадный толстый розово-красный язык заполняет весь промежуток между челюстями; верхняя сторона языка покрыта рядами длинных толстых острых сосочков. Фламинго питается по-особенному. Стоя в довольно глубокой воде на своих длинных ногах, фламинго опускает голову на длинной шее глубоко в воду и поворачивает ее теменем вниз. При этом плоская верхняя часть челюсти касается дна. Движением головы от периферии к себе птица через полуоткрытый клюв захватывает со дна жидкий ил и процеживает его через цедильный аппарат, в результате чего во рту остаются мелкие рачки, улитки, черви. На клюве и языке имеются многочисленные нервные окончания, благодаря чему эта птица, подобно уткам, ловит добычу на ощупь....