Осенний и весенний перелеты. Формы сезонных миграций птиц.Сезонная МИГРАЦИЯ ПТИЦ.Миграционное поведение животных.

Миграционное поведение животных

Осенний и весенний перелеты

Перелетные птицы менее приспособлены или вовсе не приспособлены к наступающим в осенне-зимний период изменениям условий жизни. Поэтому они дальше улетают от своих мест размножения и в подавляющем большинстве зимуют в более теплых климатических зонах, чем кочующие.

Среди перелетных птиц имеются виды, часть популяций которых остается зимовать в районе гнездования или по крайней мере в таких регионах северных и умеренных широт, откуда другая часть популяций данного вида улетает. Такие виды с частичным отлетом можно назвать слабо перелетными в отличие от настоящих перелетных, у которых перелеты совершают все без исключения популяции. Чтобы представить себе характер и причины миграций этой группы птиц, рассмотрим некоторые примеры.

Белые куропатки, населяющие арктические острова, в основной своей массе являются перелетными, так как улетают на зиму на материк в лесотундру. Но некоторая часть, по-видимому взрослых птиц, остается зимовать на островах, кормясь в это время на обнаженных от снега склонах или же на снежных ямах, разрытых северными оленями. Следовательно, при наличии пищи белые куропатки могут переносить суровые условия зимы.

Частичный отлет наблюдается у серых ворон. Как показало кольцевание в Латвии, все популяции молодых и значительная часть взрослых ворон улетают зимовать на Балтийское побережье на расстояние 900-1000 км от мест гнездования и лишь четвертая часть популяции взрослых птиц зимует на месте. К ним относятся наиболее приспособленные особи, оказавшиеся в благоприятных кормовых условиях. Известно также, что на зиму северные популяции ворон прилетают в район обитания южных, а южные отлетают еще далее на юг. Это наводит на мысль, что если северная популяция может прокормиться на месте обитания южной, то причина перелета последней зависит не от кормовых, а от каких-то иных условий. Но нельзя забывать, что северные популяции лучше приспособлены к неблагоприятным условиям среды и, в частности, к низким температурам, чем южные. К тому же, перелетая в более южные районы, северные популяции ворон попадают в условия более длительного светового дня и благоприятной температуры. В силу этого они могут прожить зиму на той кормовой базе, на которой не в состоянии прокормиться местные популяции, мигрирующие к югу.

Ярким примером зависимости осеннего отлета слабо перелетных птиц от условий питания может служить дрозд-рябинник. В нормальные годы дрозд-рябинник улетает из центральных областей в середине октября, но в годы урожая рябины часть птиц задерживается до декабря и января, а отдельные стайки остаются на всю зиму, успешно перенося тридцатиградусные морозы.

Частичная миграция наблюдается у целого ряда птиц: у черного дрозда, старые особи которого во многих местах Западной Европы живут оседло, а молодые улетают; у кряквы, остающейся местами зимовать в небольшом количестве у незамерзающих водоемов в средних и даже северных частях страны; у морянки, регулярно зимующей в небольшом количестве в свободных ото льда прибрежных водах Баренцева моря и т. д.

Явление частичного зимования перелетных птиц чаще наблюдается в южных широтах, чем в северных. Так, например, в Англии среди певчих дроздов, окольцованных в местах гнездования и затем пойманных вновь, особи, зимующие около мест размножения, составляли: в Шотландии — 26%, на севере Англии — 43%, на юге Англии — 65% (Лэк, 1957).

Причиной частичной зимовки у рассматриваемой категории перелетных птиц можно назвать их экологические особенности и, в частности, в меньшей по сравнению с кочующими приспособленности к зимним изменениям кормовых и других условий жизни. Это можно показать на следующем примере. Из 35 видов слабо перелетных птиц, гнездящихся в бывшем Приволжско-Дубненском заповеднике 32 вида (91%) летом кормится на земле и только 3 (9%) — на деревьях. Из 26 видов кочующих птиц заповедника только 2 вида птиц (8%) добывает пищу на земле; остальные 23 вида (92%) — на деревьях и в воздухе (Михеев, 1964). При наличии мощного снежного покрова слабо перелетные птицы не могут оставаться зимовать в заповеднике из-за отсутствия пищи и должны улетать независимо от того, благоприятны ли или нет для них другие условия жизни. И только при стечении некоторых обстоятельств частичное зимование птиц в этих местах бывает изредка возможным (например, у жилья человека).

Слабо перелетные птицы в целом более чутко реагируют на осенние изменения среды, раньше покидают район гнездования и раньше приступают к осенним миграциям, чем кочующие. Лишь незначительная часть их населения задерживается или остается зимовать в районе гнездования, основная же часть улетает в более теплые климатические зоны.

Таким образом, население слабо перелетных видов птиц по степени выраженности сезонных миграций неоднородно. Одни популяции органичиваются кочевками и перемещениями в пределах холодных и умеренных зон, другие же совершают регулярные и более далекие перелеты в теплые климатические зоны.

В отличие от рассмотренной выше группы, у настоящих перелетных птиц, составляющих большинство мигрантов, никогда не наблюдается частичных миграций и частичного зимования в районе размножения. Все они улетают на зиму в теплые климатические зоны. Связано это с тем, что преобладающее большинство настоящих перелетных птиц приобрело приспособленность к жизни только в условиях теплых сезонов года и не может переносить резких изменений среды, наступающих в осенне-зимний период. Перелет в другие части ареала — почти единственное приспособление у настоящих перелетных птиц, которое помогает им избежать отрицательного воздействия неблагоприятных кормовых, температурных и других условий жизни, наступающих в гнездовой области в зимнее время.

Источник:http://www.ecosystema.ru