Органы чувств, организм. Строение птиц. Анатомия птиц. Птицы. Размножение. Песни, Миграции. Рекорды птиц. Полет птиц. Интересные факты из жизни птиц.

Клюв: обоняние и вкус

Перейти в оглавление раздела: * Органы чувств у птиц

Дыхание без ноздрей

У большинства птиц ноздри ведут в носовые полости у основания клюва. Однако у бакланов, олуш и некоторых других видов ноздри отсутствуют, и они вынуждены дышать ртом. Воздух, попав в ноздри или рот, направляется в гортань, от которой начинается трахея.

Клюв с зубами

Первые птицы на земле, археоптериксы, имели клюв с зубами, но с тех пор прошло много времени, всё изменилось, клюв у птиц тоже изменился, нет у него зубов. У них нет зубов, их частично заменяют острые края клюва.

Клюв растет в течение жизни

Клюв является продолжением черепа птиц, состоит из непрочных тканей и поэтому оболочка клюва постоянно стирается, но природа это предусмотрела - он постоянно обновляется.

Форма клюва

Клюв бывает длинным или коротким, загнутым вверх или вниз, ложковидным, зубчатым или с перекрещенными челюстями. Форма его зависит от характерного для вида способа добычи пищи, поэтому позволяет судить о кормовых повадках птицы.

Самый длинный клюв

Австралийский пеликан Pelecanus conspicillatus имеет самый длинный клюв из всех птиц. Его длина измеряется 34 - 47 сантиметрами. Другой рекорд заключается в соотношении длины клюва к длине тела. Его установил меченосый колибри (Sword-billed Hummingbird) Ensifera ensifera, который обитает в высокогорных Андах на территории от Венесуэлы до Боливии. Его клюв имеет клину 10,2 см, что в четыре раза длиннее тела птицы, исключая хвост.

Самый массивный клюв

…у аиста-китоглава. Китоглавы Balaeniceps rex поодиночке охотятся на рыб, змей, лягушек, ящериц и черепах в пересыхающих тростниковых болотах Уганды и Судана.

Очень велики клювы

...у тропических американских туканов - они огромные и ярко окрашенные. Есть даже птицы - носороги, встречающиеся в тропических лесах.

У самцов и самок клювы разной формы

Самыми удивительными клювами следует признать клювы новозеландской разноклювой гуйи Heteralocha acutirostris, которая вымерла в 1907 году. Дело в том, что у самца и у самки этого вида клювы разные по форме. У самца он толстый, короткий и прямой, приспособлен для долбления сухих деревьев. А у самки - тонкий, длинный и изогнутый, она им проникает в любые щели за насекомыми. Самец и самка гуйи ищут пищу вместе.

Клюв-игла

Цапле необходим прямой, длинный и острый клюв. Ей нужно пронзить рыбу или схватить скачущую лягушку.

Клюв с мешком

… у пеликанов используется в качестве сети для ловли рыбы.

Перекрещивающийся клюв

Клёст имеет перекрещивающийся клюв.

Черные или яркие

У большинства видов клюв черный. Однако встречаются самые разные варианты его окраски, причем у некоторых птиц, например тупиков и туканов Ramphastidae , это самый яркий участок тела.

У снежных воробьев рода Montifringilla летом клюв черный, зимой – желтый.

Клюв топорка похож на лопату

Топорок - второй по массовости в островной экосистеме Охотского моря и сравнительно крупный вид (650-880 г). Гнездится везде, где толща торфяной дерновины позволяет выкапывать норы, для чего птица использует, в частности, свой ярко-оранжевый клюв, обводы которого повторяют форму штыковой лопаты, и вооруженные прочными когтями лапы. Кроме того, клюв - оружие турниров в начале сезона гнездования. Экстравагантная форма клюва не препятствует его главному назначению - захватывать и удерживать добычу.

Барабаня клювом, передают послания

При помощи клюва дятлы-самцы, барабаня по стволу дерева, передают самкам послания и предупреждения соперникам.

Щелкая клювом, сердятся

Аисты щёлкают им, когда сердятся или бросают вызов сопернику.

Клювы деформируются

Различные уродства клювов – искривления или ненормальная длина – обнаружены уже у 30 разновидностей птиц Аляски. Учёные бьют тревогу – аномалия принимает характер эпидемии. Во многих случаях из-за деформированного клюва птица не может нормально питаться, приводить себя в порядок и, в конечном счёте, умирает. Согласно последним наблюдениям, общее количество случаев уродства клювов среди птиц Аляски достигло 1800. Первыми жертвами ещё в 1990-х стали синицы, теперь от того же страдают вороны. Предполагается, что виной всему неблагоприятная экологическая ситуация – химикаты повреждают ДНК птиц. Но подтверждений этой теории не обнаружено, точно так же, как не выявлено никаких признаков болезни.

Обоняние

Экспериментально доказано, что, например, большие морские птицы глупыши и буревестники чувствуют запах рыбы за три километра. А вот альбатросы чувствуют запах приманки (кусок сала) аж за тридцать километров! Но морские птицы - не единственные представители пернатых, обладающих такими необычно чувствительными носами.

Нюхом различают растения

С помощью обоняния скворцы великолепно различают виды растений. А зачем им это нужно? Оказывается, они вплетают в свои гнезда стебли тысячелистника, грубого золотарника, дикой моркови и других растений, обладающих токсичностью по отношению к бактериям и насекомым. Эти травы могут уменьшить количество паразитов в гнезде на 80 процентов!

Грифы ищут протечки в газопроводах

А способность реагировать на запах грифов-индеек (Cathartes aura) использовали в своих интересах работники коммунального хозяйства США для обнаружения утечки газа на газопроводах. С этой целью они стали добавлять в состав транспортируемого естественного газа вещество с запахом тухлого мяса. Увидев кружащихся над трассой газопровода грифов, служащим компании оставалось только тщательно обследовать это место.

Нюхают цветы

Интересную особенность подметили орнитологи, наблюдавшие за жизнью птиц шалашников Chlamydera maculata , обитающих в Австралии и Новой Гвинее. Создав в дупле гнездо, самка замазывает в него вход, оставляя лишь небольшое отверстие. Она и появившиеся птенцы пробудут в нем до тех пор, пока не настанет время покинуть гнездо. И все эти дни самец будет носить им корм, а иногда и... цветы. Корм - понятно, а цветы-то зачем? Ведь птицы их не едят. Но, может быть, им нравится их запах?

Обоняние у большинства птиц развито очень слабо

Это коррелирует с малыми размерами обонятельных долей их мозга и короткими носовыми полостями, расположенными между ноздрями и полостью рта.

Вынюхивает земляных червей

Самым лучшим нюхачом следует признать новозеландскую птицу киви, у которой ноздри находятся на конце длинного клюва и носовые полости в результате вытянутые. Эти особенности позволяют ей, сунув клюв в почву, вынюхивать земляных червей и другой подземный корм.

Нюхачи-стервятники

Считается также, что стервятники находят падаль при помощи не только зрения, но и обоняния.

Утки химически привлекают селезней

И еще одно любопытное наблюдение. Весной группе диких уток заткнули ноздри. И селезни сразу же перестали проявлять интерес к самкам. Полагают, что самки уток выделяют какие-то химические вещества, привлекающие самцов.

Вкус

У птиц развит слабо, потому что выстилка ротовой полости и покровы языка в основном роговые и места для вкусовых почек на них мало. Однако колибри явно предпочитают нектар и другие сладкие жидкости, а большинство видов отвергает очень кислый или горький корм. Однако эти животные глотают пищу не разжевывая, т.е. редко держат ее во рту достаточно долго, чтобы тонко различать вкус.

Языки

Дятлы и колибри могут высовывать свой необычайно длинный язык далеко за пределы клюва. У некоторых дятлов он несет на конце направленные назад зазубрины, которые помогают вытаскивать насекомых и их личинок из отверстий в коре. У колибри язык обычно раздвоен на конце и свернут трубочкой для высасывания из цветков нектара.

Граклы меняют цвет

Американские птицы граклы (Quiscalus quiscula), выглядят то разноцветными, то черными. Горловое пятно у обыкновенного рубиновогорлого колибри то вспыхивает ярко-красным, то кажется буровато-черным. Переливчатая окраска, которая изменяется в зависимости от угла зрения, обусловлена главным образом взаимным наложением своеобразно расширенных, скрученных и содержащих черный меланин бородок второго порядка.

Невидимые птицы

Окраска бывает расчленяющей, т.е. состоящей из неправильной формы четко очерченных контрастных пятен, что «разбивает» контуры тела на как будто не связанные между собой, не похожие на живое существо части. Окрашенные таким образом кулики, например, камнешарка и крикливый зуек, почти невидимы на фоне галечникового пляжа.

Пугают цветом

Некоторым птицам свойственны яркие отметины на хвосте, туловище и крыльях, которые «вспыхивают» во время полета. Примерами могут служить белые рулевые перья у юнко (Junco hyemalis), белое туловище шилоклювого дятла и белые полосы на крыльях сумеречного козодоя. Яркие отметины играют защитную роль. Так, трупиал, внезапно «вспыхивая» перед атакующим хищником, на мгновение пугает его, получая дополнительное время для бегства. Также яркие пятна могут отвлечь внимание врага от важнейших частей тела.

Самые длинные и короткие ноги