Птицы - вода, околоводные птицы, водные птицы, пингвины, утки, гуси, лебеди. Органы чувств, организм. Строение птиц. Анатомия птиц. Птицы. Размножение. Песни, Миграции. Рекорды птиц. Полет птиц. Интересные факты из жизни птиц.

Птицы и вода, как среда обитания

Читать : Приспособление птиц к водному образу жизни

Большинство птиц купается, очищая оперенье. Ласточки, стрижи и крачки несколько раз подряд окунаются в воду на лету. Другие птицы, стоя или приседая на мелководье, трясут распушенными перьями, стараясь равномерно их смочить. Некоторые лесные виды купаются в дождевой воде или росе, скопившейся на листьях. Сушатся пернатые, распушая и встряхивая перья, чистя их клювом и хлопая крыльями.

Птицы смазывают себя жиром, который выделяет копчиковая железа у основания хвоста. Они клювом наносят его на перья, тем самым делая их водоотталкивающими и более эластичными. Чтобы смазать оперение головы, птицы при помощи клюва натирают жиром ноги, а затем чешут ими голову.

Пьют соленую воду

Чайки пьют соленую морскую воду, потому что их гланды приспособлены для фильтрации соли.

Может плавать, но не может летать: Пингвин - единственная птица, которая может плавать, но не может летать. Кроме того, это единственная птица, ходящая стоя.Фото

Самые морозостойкие: Меньше всего боятся холода утки и гуси. Они выдерживают температуры до -110оС, тогда как белые медведи и тюлени – только до -80оС. Императорский пингвин может выносить холод до 60 градусов С.

У пингвинов перья растут равномерно. Лишь у немногих птиц перья растут равномерно по всему телу; обычно это нелетающие виды, например пингвины.

Пингвины укрепляют свои яйца. В период откладывания яиц самки пингвинов проглатывают значительное количество раковин моллюсков и мидий. Таким образом пингвины получают дополнительный кальций, необходимый для того, чтобы скорлупа яиц была прочнее. У укреплённых яиц больше шансов не разбиться о твёрдые поверхности, что возможно и в ходе поединков пингвинов, когда яйцами они кидаются друг в друга – это 43% случаев уничтожения яиц.

В принципе, вместе с раковинами глотают моллюсков и самцы, но самки поглощают значительно больше.

Чуют запах рыбы. Экспериментально доказано, что, например, большие морские птицы глупыши и буревестники чувствуют запах рыбы за три километра. А вот альбатросы чувствуют запах приманки (кусок сала) аж за тридцать километров!

Утки химически привлекают селезней

И еще одно любопытное наблюдение. Весной группе диких уток заткнули ноздри. И селезни сразу же перестали проявлять интерес к самкам. Полагают, что самки уток выделяют какие-то химические вещества, привлекающие самцов.

Дыхание без ноздрей. У большинства птиц ноздри ведут в носовые полости у основания клюва. Однако у бакланов, олуш и некоторых других видов ноздри отсутствуют, и они вынуждены дышать ртом. Воздух, попав в ноздри или рот, направляется в гортань, от которой начинается трахея.

Какими ногами ходить по воде? Птицам, шагающим по мелководьям, например цаплям и ходулочникам, свойственны длинные ноги. Для птиц, которые ходят по коврам из плавающих листьев и трясинам, характерны длинные пальцы и когти, чтобы не проваливаться. У пингвинов короткие и толстые ноги расположены далеко позади центра тяжести. По этой причине они могут ходить, только держа тело вертикально, короткими шажками. Если необходимо двигаться быстрее, они ложатся на брюхо и скользят, как на санях, отталкиваясь от снега ластовидными крыльями и ногами.

Лучший ныряльщик. Свою добычу пингвины находят на глубине 10 - 20 м от поверхности океана. Каждый час он проводит на глубине от 5 до 40 мин или больше на глубине. Императорский пингвин (Aptenodytes forsteri) способен нырять на глубину более 200 м. Наибольшая глубина погружения среди птиц была зафиксирована в 1990 г. в море Росса, у берегов Антарктиды. Один из императорских пингвинов (нырнул тогда на глубину 483 м).

Что делают пингвины на глубине полтора километра? Японские биологи установили фотокамеры на спинах животных, которые долгое время проводят в морских глубинах. Как поясняют авторы проекта, солнечные лучи проникают лишь на 150 метров вглубь океана, поэтому до сих пор неизвестно, что делают на полукилометровой глубине, например, императорские пингвины или морские слоны, которые могут погружаться на полтора километра.

Может плыть три недели. Патагонский пингвин может плыть две-три недели и покрыть расстояние до 1500 км.

Самый быстрый пловец. Папуанский пингвин (Pygoscelis papua) может плыть со скоростью до 27 км/ч.

Как птицы плавают

Плавают птицы за счет попеременных гребков ногами, обычно снабженных перепонками или лопастями на пальцах, действующих как весла. Широкое туловище обеспечивает водоплавающим птицам устойчивость, а их плотный перьевой покров содержит воздух, увеличивающий плавучесть. Умение плавать, как правило, необходимо птицам, добывающим корм под водой. Лебеди, гуси и некоторые утки на мелководьях практикуют неполное ныряние: повернувшись хвостом вверх и вытянув шею вниз, они достают корм со дна.

Пикируют в воду с высоты

Олуши (Sulidae) , пеликаны, крачки и другие рыбоядные виды пикируют в воду с лета, причем высота падения зависит от размеров птицы и глубины, которой они стремятся достичь. Так, тяжелые олуши, падая камнем с высоты 30 м, погружаются в воду на 3–3,6 м. Легкотелые крачки пикируют с меньшей высоты и окунаются всего на несколько сантиметров.

Ныряют с поверхности воды

Пингвины, гагары Gavia immer, поганки, нырковые утки Clangula hyemalis и множество других птиц ныряют с поверхности воды. Не располагая инерцией пикирующих ныряльщиков, они используют для погружения движения своих ног и (или) крыльев. У таких видов ноги обычно расположены у заднего конца туловища, как винт под кормой у корабля. При погружении они могут снизить плавучесть, плотно прижимая перья и сдавливая воздушные мешки.

Чайки, которые умеют плавать под водой

Чистики (Alcidae) - типичные морские птицы, родственники чаек и поморников, научились прекрасно плавать под водой и нырять. Способность быстро адаптироваться к водным условиям жизни привела к активному видообразованию - наиболее разнообразны и многочисленны они в Северной Пацифике, В настоящее время известно 23 вида из 11 родов. Для чистиковых птиц характерна веретеновидная форма тела, плотный перьевой покров, короткий хвост, перепончатые лапы и относительно узкие крылья, складывающиеся в подобие весел при нырянии.

Отличные ныряльщики

Вероятно, для большинства птиц предельная глубина ныряния с поверхности воды близка к 6 м. Однако черноклювая полярная гагара Gavia immer может погружаться на 18 м, а нырковая утка морянка Clangula hyemalis  приблизительно на 60 м.

Самый злой пингвин

Каменные пингвины отличаются очень злым характером, крикливы и агрессивны.

Глупыш стреляет в хищника жидким содержанием своего желудка

Северная морская птица-глупыш способна стрелять в хищника жидким содержанием своего желудка. Глупыш обычно питается рыбой, не брезгует и отходами, остающимися после раздела тюленьих туш, и потому не удивительно, что в его желудке скапливается густая масса с неистребимым запахом рыбьего жира. Наблюдения, проведенные недавно, показали, что птица с большой точностью стреляет зловонной массой на расстоянии до двух метров. Птенец и тот уже обладает мастерством снайпера. Свое оружие глупыши применяют в основном против хищных птиц. Жирный «плевок», попадая в сову, чайку или ворону, надолго выводит птицу из строя - склеивает перья. Оплеванный хищник не может ни летать, ни плавать, а иногда даже погибает от холода - ведь чистые, распущенные перья создают вокруг тела птицы хорошую теплоизоляцию.

Глобальное потепление климата на планете урезало питательный рацион морских птиц

После внезапной перемены климата в 1977 году, когда вода в Беринговом море и смежном заливе Аляски была зимой выше нормы на 2 градуса, началось изменение отлаженного ритма морских птиц. В то время как популяция краба практически не изменилась, сильно пострадали популяции крупной и богатой разновидности рыбы - Mallotus villosus, а также трески. Это изменение температуры могло быть важным фактором для спадов численности морских птиц. Например, чтобы достигнуть прежней численности популяции, морские птицы должны почти удвоить рацион питания рыбой, которой и так не хватает на тех, что есть.

Где гнездятся колониальные птицы

Основное место в Приморье, где гнездятся морские колониальные птицы, это залив Петра Великого, расположенный на крайнем юге края. Площадь его акватории около 55600 кв.км. Многочисленные скалистые острова, высотой до 200 м и изрезанная линия побережья с мелководными бухтами, создают хорошие условия для гнездования и кормежки многочисленных морских птиц. Здесь гнездится около 100000 колониальных птиц; наиболее многочисленная из них - чернохвостая чайка. Залив Петра Великого - единственное в России место гнездования двух представителей отряда Трубконосых - вилохвостой качурки Oceanodroma и пестроголового буревестника Calonectris leucomelas. Кроме того, есть основание полагать, что здесь гнездится редчайшая птица - хохлатый старик.

В заливе Петра Великого ежегодно зимуют 100000-200000 водных птиц: кайры, канюга-крошка, тихоокеанская и сизая чайки, берингов баклан и различные виды морских уток.

От чего зависит рост популяций морских птиц

Процветание популяций не всегда зависит от кормовой базы, поскольку обилие корма не всегда означает его доступность. Внушительная численность морских птиц - это результат череды удачных сезонов, когда и погода, и природа способствовали успешному размножению и выживанию птиц. Небольшие различия в датах разрушения ледового покрова, температуре или солености вод могут привести к заметным колебаниям численности морских птиц. Более того, климатические причуды последних лет привели некоторые популяции морских птиц грань исчезновения.

Численность птичьих колоний Охотского моря

Протяженность континентальных берегов Охотского моря составляет около 8,6 тыс. км. а островных - до 1,7 тыс. км. На скалистых участках побережья найдено не менее 600 колоний морских птиц общей численностью около 12.8 млн с бей [8-11]. Большинство них - около 9.5 млн ocoбей или 75% - приурочено к ceверной части Охотского моря: Ямскому архипелагу (7.5 млн), заливу Шелихова (0.75 млн), о лан (1,3 млн), побережью и островам Тауйской губы (0.05 млн). Птичьи базары состоят в ocновном из птиц семейства чистиковых: (97 %), а также трубконосых (глупышей, качурок), веслоногих (бакланов), чаек (моевки. тихоокеанской чайки).

Тихоокеанские чайки вытоптали растительность на островке

На тихоокеанском острове может гнездиться от 350 до 500 тыс. пар чаек. Днем в поисках корма птицы улетают в море на многие десятки километров, а вечером возвращаясь на остров, устраивают в небе эффектное роение. До глубоких сумерек кружат над островом десятки тысяч птиц, завораживая взор синхронностью движения и внезапностью его перемен. Эта гигантская стая то предстанет шаром, то скрутится жгутом, то вдруг спикирует к морю или взмоет к скалам. Поселяется эта голосистая птица среди каменистых осыпей, образуя плотные многоэтажные колонии.

Чайки рождаются от камбалы

На Камчатке встречается еще вид речных чаек, насчет которых ительмены утверждают, будто они рождаются от камбалы. Эта чайка строит себе гнездо на суше и кладет два яйца; из одного будто бы выходит камбала, из другого — чайка.

Глупыш размером с орла

Глупыш по величине схож с обыкновенными речными чайками, но попадаются среди них и такие экземпляры, которые по величине своей нисколько не уступают крупнейшему орлу или гусю. У них большой желтоватый согнутый клюв, большие, как у сов, глаза, а цвет их оперения темно-коричневый с белыми по всему туловищу пятнами.

Заведует погодой

Ительмены считают тяжелым грехом убивать морскую сороку, потому что это ведет будто бы к перемене погоды, которая тотчас же после этого портится. Птица, именуемая Pica marina gallorum — французской морской сорокой, часто встречается летом на море и на реках Камчатки и Сахалина.

Морские птицы уничтожают заповедник

Настоящую войну бакланам объявили в заповеднике «Обиточная коса», расположенного на берегу Азовского моря в Запорожской области. Стаи этих с виду безобидных птиц прилетели сюда с Дуная в 90-х годах - в плавнях реки люди создали им невыносимые условия. Острова Азовского моря и оказались для птицы идеальным местом для обитания.

Сегодня колония в заповеднике насчитывает более 20 тысяч бакланов, и каждая птица в день съедает до килограмма рыбы. В результате этого рыбные запасы Азовского моря за сутки сокращаются на 20 тонн, причем баклан поедает именно промысловую рыбу - бычка и судака. Прожорливость баклана обернулась и другой бедой: заповедник покрылся слоем помета, ядовитого для деревьев, с трудом выращенных три десятилетия назад на площади в 40 гектаров. По рекомендации ученых, егеря разрушают гнезда и пугают бакланов, чтобы заставить птиц перелететь в другое место.

Морские птицы распространяют радиацию

Экскременты морских птиц могут вносить в пищевые цепочки радиоактивные изотопы. В умеренных широтах риск такого загрязнения невелик, но на ближайших подступах к Арктике он может быть гораздо больше. Именно там гуано – птичий помет – является основным источником питательных веществ для растений, которые затем поедаются животными.

Пробы экскрементов морских птиц, взятые в двух обширных колониях, в 10 раз более радиоактивны, чем все остальные пробы грунта.Птицы поедают загрязненную рыбу и ракообразных, а изотопы концентрируются в фекалиях. Избыток питательных веществ в них поощряет рост растений, и последние таким образом концентрируют радиоактивные вещества. А это уже серьезная проблема – ведь растения входят в диету многих животных, особенно северных оленей.

Радиоактивные материалы попадают в океаны в результате естественных геологических процессов, происходящих на морском дне. Вносит свою лепту и человеческая деятельность. В Арктике, например - в Карском море - находится склад радиоактивных отходов, в моря попадают радиоактивные вещества в результате атмосферных испытаний ядерного оружия аварий на ядерных объектах.

Десятки тысяч пингвинов-птенцов могут погибнуть от голода