Живородящая ящерица.Вид: Lacerta vivipara = Живородящая ящерица. Собственно) (настоящие) ящерицы :Род: Lacerta Linnaeus, 1758 = (Собственно) (настоящие) ящерицы : БИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ, ПОВЕДЕНИЕ, Полосатый геккон, Токки. Рептили

Главная сайта "Мир Животных" / Каталог животных / Рептилии / Ящерицы / Семейство: Lacertidae Fitzinger, 1826 = Настоящие ящерицы, лацертиды > Род: Lacerta Linnaeus, 1758 = (Собственно, настоящие) ящерицы

Вид: Lacerta vivipara = Живородящая ящерица

Подтряд: Lacertilia Owen = Ящерицы

Семейство: Lacertidae Fitzinger, 1826 = Настоящие ящерицы, лацертиды

Перейти в оглавление раздела : Род: Настоящие ящерицы

Живородящая ящерица (Lacerta vivipara) — наиболее широко распространенный вид не только внутри своего рода, но и всего семейства лацертид в целом. Ее ареал охватывает огромную территорию почти всей лесной зоны Евразии от Пиренеев, Ирландии и Англии на западе до Колымы, Сахалина и Шантарских островов на востоке. В Европе северная граница ареала доходит до пределов континента, а начиная с устья Оби спускается к югу до 63—65° с. ш.

Недавно появившиеся на свет живородящие ящерицы темно-коричневого или почти черного цвета, часто без всякого рисунка. По мере роста окраска их постепенно светлеет, и со временем появляется характерный рисунок, состоящий из темной узкой полоски вдоль хребта, двух светлых полосок по бокам спины и темных сравнительно широких полос на боках туловища. Кроме того, по всему телу в беспорядке бывают разбросаны мелкие темные пятнышки. Нижняя сторона взрослых самцов оранжевая или кир-пично-красная, у самок беловато-серая, желтоватая или зеленоватая. Встречаются и совершенно черные экземпляры. Длина живородящих ящериц не превышает 15 — 18 см, из которых более половины занимает Хвост, несколько утолщенный в основании у самцов. В отличие от большинства других настоящих Фотоящериц самки этого вида превосходят по величине самцов.

На большей части своего обширного ареала живородящая ящерица придерживается влажных местообитаний, встречаясь на облесенных участках болот, торфяниках, зарастающих вырубках, лесных опушках и просеках, в лиственных и хвойных лесопитомниках, на заросших кустарниковой растительностью берегах ручьев и каналов и в тому подобных местах. На севере Сибири эта ящерица местами заходит в тундру, где, как и повсюду в болотистых местностях, нередко встречается на окруженных водой небольших кочках. В горах она известна до высоты 2500 м над уровнем моря. На лесных вырубках и опушках ящерицы охотнее всего поселяются у отдельных пней, поваленных деревьев, у основания кустов и между корнями деревьев. Собственных нор они не роют и используют для жилья норы грызунов или пространства под отставшей корой на пнях и сухих деревьях; в горах скрываются под камнями. В случае опасности эти ящерицы нередко спасаются в воде и, пробежав некоторое расстояние по дну, зарываются в ил или в устилающие дно водоема опавшие листья.

Весной живородящая ящерица пробуждается от спячки довольно рано, когда в лесу сохраняются еще отдельные пятна снега. На Украине это происходит уже в конце марта — начале апреля, под Москвой в середине апреля, а под Ленинградом иногда в середине или конце мая. В отличие от ряда других наших ящериц она нередко бывает активна в прохладные, пасмурные дни, не скрываясь в убежища даже во время кратковременных летних дождей.

На лесных вырубках и опушках отдельные деревья сплошь обрастают у основания высокими травами, и поселившиеся здесь ящерицы поднимаются на 1—2 м вверх по стволу, где охотятся за насекомыми. В конце дня на освещенной стороне ствола можно наблюдать иногда по нескольку ящериц.

Питаются живородящие ящерицы различными насекомыми, пауками, моллюсками, червями, добывая их не только на земле, но также на травянистых растениях и стволах деревьев.

Спаривание происходит вскоре после пробуждения в апреле — мае. В отличие от всех остальных видов своего рода эта ящерица рождает живых детенышей. Беременность продолжается около 90 дней, и молодые особи (8—12) появляются в середине июля — конце августа. По наблюдениям И. С. Даревского, в исключительно редких случаях они перезимовывают внутри самки и рождаются весной следующего года. «Перед наступлением родов,—пишет А. М. Никольский,— самка делается беспокойной, скребет землю, загибает хвост на спину... и наконец вечером родит первого детеныша, обыкновенно сидящего еще в яйцевой оболочке; минуты через две появляется на свет второй и так далее. После каждой кладки она делает несколько шагов вперед, так что детеныши ложатся в линию. Не позже чем через полчаса они выползают из оболочек. Мать начинает бегать взад и вперед и никакой заботливости к своим детям не обнаруживает. Иногда она возвращается к месту кладки, но только лишь затем* чтобы съесть часть яйцевых оболочек. Детеныши первые дни своей жизни сидят в трещинах земли, свернувши хвост, и не выходят на поиски пищи». Интересно, что на юго-западной границе своего ареала, в Кантабрийских горах, в более сухом и мягком климате, живородящая ящерица размножается путем откладки яиц, как это делают и все остальные виды рода Lacerta. Это интересное явление впервые было установлено Л. Лантцем, который в конце сентября на высоте около 1000 м обнаружил под большим камнем 60 яиц этих ящериц, в большинстве из которых находились эмбрионы на различных стадиях развития вплоть до уже полностью сформированных детенышей. Яйца были одеты нормальной пергаментевидной оболочкой, которую вылупляющиеся детеныши по всем правилам прорезали хорошо развитым яйцевым зубом.

Новорожденные ящерицы длиной 34 — 40 мм очень привязаны к месту своего появления на свет и держатся иногда вместе с матерью небольшими группами. Растут они быстро и к концу сезона достигают длины 50—55 мм. Половозрелость наступает у них на третьем году жизни, при достижении 75 — 80 мм длины.

На Крайнем Севере живородящие ящерицы уходят на зимовку уже в конце августа, в средних широтах — в конце сентября — ноябре, а на Атлантическом побережье в Испании бывают активны на протяжении всей зимы.