Трехлипейчатая (трехлинейная) ящерица. Полосатая ящерица. Lacerta trilineata = Трехлипейчатая (трехлинейная) ящерица. Lacerta strigata = Полосатая ящерица. Собственно) (настоящие) ящерицы :Род: Lacerta Linnaeus, 1758 = (Собственно) (настоящие) ящерицы : БИОЛОГИЯ, ЭКОЛОГИЯ, ПОВЕДЕНИЕ, Полосатый геккон, Токки. Рептили

Главная сайта "Мир Животных" / Каталог животных / Рептилии / Ящерицы / Семейство: Lacertidae Fitzinger, 1826 = Настоящие ящерицы, лацертиды > Род: Lacerta Linnaeus, 1758 = (Собственно, настоящие) ящерицы > Вид: Lacerta trilineata = Трехлипейчатая (трехлинейная) ящерица

Вид: Lacerta strigata = Полосатая ящерица

Подтряд: Lacertilia Owen = Ящерицы

Семейство: Lacertidae Fitzinger, 1826 = Настоящие ящерицы, лацертиды

Перейти в оглавление раздела : Род: Настоящие ящерицы

Вид: Lacerta trilineata = Трехлипейчатая (трехлинейная) ящерица

Трехлипейчатая (трехлинейная) ящерица (Lacerta trilineata) по внешнему виду и окраске очень напоминает зеленую, отличаясь от нее более крупной величиной (достигает 40 см и более в длину). У взрослых самцов этого вида в период размножения бока головы, горло, а иногда также и края тела на границе с брюхом приобретают интенсивную голубовато-синюю окраску, тогда как туловище становится изумрудно-зеленым. ФотоУ самок в это же время шея становится светло-голубой. Из нескольких подвидов, распространенных на Балканском полуострове, некоторых островах Средиземного моря и в Западной Азии, на Кавказе, обитает средняя ящерица (Lacerta trilineata media). Область распространения ее охватывает почти все Восточное Закавказье, Юго-Восточный Дагестан, изолированные участки Черноморского побережья в Абхазии и Краснодарском крае, а также Малую Азию, Северный Ирак и Северо-Западный Иран. Живет она в сухих можжевелово-фисташковых редколесьях, разреженных дубовых лесах, на заросших кустарником крутых каменистых склонах и на открытых участках горных степей. Превосходно лазает по деревьям, в случае опасности она легко спрыгивает с высоты 2—3 м, что особенно характерно для обладающих сильными конечностями крупных самцов, которые могут совершать также большие прыжки с камня на камень.

Спаривание происходит в апреле — начале мая. Самец долго преследует убегающую от него самку до тех пор, пока она не ляжет брюхом на землю и, приподняв обе передние ноги, не начнет быстро покачивать ими в воздухе, одновременно открывая и закрывая рот. Первая кладка, состоящая из 9—18 яиц, наблюдается в Южной Армении уже в конце мая. Повторно, в несколько меньшем числе, самка откладывает яйца в июле. За сезон крупные самки откладывают до 30 яиц. Молодые ящерицы длиной 70—88 мм появляются с конца июля.

Во многих районах Закавказья местное население считает эту крупную ящерицу очень ядовитой и опасается ее даже больше, чем некоторых змей.

В восточной половине Кавказа, Юго-Западной Туркмении, а также в Иране и соседних районах Ирака широко распространена полосатая ящерица (Lacerta strigata), которую ранее ошибочно отождествляли с зеленой. Молодые ящерицы этого вида сверху коричневато-оливкового цвета с 5 узкими светлыми полосками вдоль спины и боков. ФотоС возрастом полоски постепенно теряются на общем зеленовато-буром фоне, особенно долго сохраняясь у самок. Взрослые самцы сверху зеленые с многочисленными черными крапинами и пятнами, причем общая зеленая окраска нередко бывает выражена лишь в передней части тела, тогда как задняя его половина остается грязновато-бурой или буровато-серой. В период размножения вся голова, горло и бока шеи самцов становятся обычно голубыми, а общий зеленый фон — более ярким. Полосатая ящерица достигает 25 см, заметно уступая по величине зеленой и средней.

В отличие от зеленой и средней эта ящерица сравнительно редко встречается в лесах, предпочитая участки с травянистой, степной или кустарниковой растительностью, часто в непосредственной близости от воды. В южных районах Армении и Азербайджана у полосатых ящериц наблюдаются по две кладки за сезон из 5—9 яиц каждая. Молодые ящерицы длиной 75—80 мм появляются в августе.