Пестрые горные хамелеоны: Bradypodion pumilum = Пестрый горный хамелеон. Хамелеон Chamaeleonidae Gray, 1825 = Хамелеоны

Род: Bradypodion = Пестрые горные хамелеоны

Род: Bradypodion Fitzinger = Пестрые горные хамелеоны

Вид: Bradypodion pumilum = Пестрый горный хамелеон

К числу яйцеживородящих относится пестрый горный хамелеон. Хамелеон с мыса Доброй Надежды, как его еще называют, считается одним из наиболее популярных для террариумного содержания. Он успешно разведен, и стал объектом бесконечных экологических исследований. Невелик (18 см), пестрый горный хамелеон считается одним из "долгожителей" (5 лет). Обитатель Южной Африки и Намибии, этот хамелеон не привяза н к характерному биотопу; скорее всего, он непосредственно связан с типом растений. Он обычен в парках и садах, нежели в природе, что обусловлено поливом садов. Клумбы и газоны привлекают насекомых-опылителей, а ими питаются хамелеоны.

Внутривидовая борьба не столь ярко выражена; тем не менее, хамелеон-доминант подавляет всех прочих, и, стало быть, должен содержаться в единственном числе. Однако описан случай, когда пара таких хамелеонов прожила вместе относительно мирно, пока в возрасте 5 лет не пала самка. За это время она б раз давала потомство. Для подобного хамелеона нужен террариум размером 20 х 30 х 50 см. Интерьер несложен: невысокие растения на дне, несколько веток и ползущие лианы. Дневная температура — +25—28 °С; вдобавок для обогрева требуется подсв етка. Понижение температуры ночью до+10 °С — залог благосостояния этого хамелеона. Его вполне можно содержать все лето в большом наружном террариуме из сетки.

Излюбленная пища — личинки восковой огневки, которых он пожирает в неимоверных количествах. Поскольку такая диета способствует ожирению, надо давать личинок умеренно. Если в ваших окрестностях осадки редки, не забывайте постоянно поить и опрыскивать хамелеона, причем ежедневно. Обильное "дождевание" всего террариума, его растительности и самого хамелеона спозаранку дает хороший эффект.

Для разведения самку сажают вместе с самцом, и он мгновенно начинает кивать. Самка не реагирует, пока не приблизится самец. Если она готова к спариванию, то ведет себя безучастно. Кивающий самец за лезает на нее сзади. Копуляция длится 10—30 минут.

Спустя 90—105 дней после спаривания, появляется потомство в количестве от 2 до 18; обычно это случается в ранние часы. Новорожденные особи весьма деликатны в обращении. Их надо содержать либо по отдельности, либо малыми группами. Утреннее опрыскивание молодняка и "яслей", где они содержатся, необходимое условие выживания. Если их не дождевать, они не выживут до следующего дня! Рацион должен быть разнообразным, насколько это возможно, и в него включают ногохвосток, дрозофил и крохотных сверчков, вытряхивая их в "ясли". Регулярное "опыление" кормовых животных при помощи кальциево-витаминных порошковых препаратов необходимо молодняку для поступления питательных веществ. В течение первого месяца жизни температура не должна превышать +25 °С, а высокая вентиляция необходима. Животные достигают зрелости в возрасте 9 месяцев.