Крокодилы: история - ископаемые предки. Крокодилы, алигаторы, гавиалы. Рептилии, пресмыкающиеся, характеристика класса, ящерицы, змеи, ужи, крокодилы, черепахи, анаконда, гекконы, агамы: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Крокодилы: история - ископаемые предки

Читать очерк: Животные-людоеды

Крокодилы – существа с очень древней историей. Это и единственные дожившие до наших дней представители группы рептилий архозавров, к которой относились динозавры, птерозавры, и примитивная триасовая группа текодонтов. Правда, формально архозаврами являются еще и птицы, но они уж слишком «далеко шагнули», двигаясь по эволюционной лестнице...

Филогенетическая история крокодилов прослеживается со среднего триаса. В ней существовало по меньшей мере три основных этапа адаптивной радиации, послуживших основой последовательной смены подотрядов. Современные крокодилы известны с позднего мела, и относятся они к подотряду Eusuchia. ФотоКрокодилы, жившие в юре и раннемеловом периоде, относятся к подотряду Mesosuchia, а крокодилы (а может, еще и не совсем крокодилы), населявшие нашу Землю в триасе и раннем юре, относятся к подотряду Protosuchia.

Древние крокодилы, обитавшие на нашей планете вместе с динозаврами, были куда более широко распространены, чем сейчас. В те далекие времена среди них встречались и огромные океанические формы с плавательными перепонками на лапах, и наземные формы с длинными конечностями, которые могли бегать за своей добычей и даже лазать на деревья. Недавние находки ученых свидетельствуют о том, что в те времена жили на Земле даже крокодилы-вегетарианцы.

Несколько лет назад в Китае были обнаружены останки мелкого крокодила мелового периода, который получил латинское имя Chimaerasuchus (крокодил-химера) благодаря своим весьма причудливым широким и тупым зубам, которые больше напоминали коренные зубы млекопитающих. Такие зубы да еще короткая тяжелая морда позволили предположить, что рептилия питалась растениями. В скором времени были сделаны и другие подобные находки. Другой крокодил мелового периода, найденный на Мадагаскаре и названный Simosuchus (от греч. simo – свиной нос, пятачок), обладал коротким квадратным рылом и округлыми зубами с зубчатым краем. Подобные зубы встречались у растительноядных динозавров, а сейчас их можно увидеть у игуан.

Совершенно не удивительно, что в меловом периоде с его огромным разнообразием хищных рептилий некоторые крокодилы небольших размеров «решили», напротив, стать вегетарианцами. Хотя при этом им пришлось избегать встреч со своими более крупными и кровожадными сородичами.

Так, например, маленький свиноносый крокодил мог вести норный образ жизни (об этом свидетельствуют его широкая морда и место для прикрепления мощных мышц шеи). Надо отметить, что и сейчас молодые крокодилы ряда видов проводят большую часть времени в вырытых собственными усилиями норах с той же целью – не быть съеденными. Что же до крокодилов-вегетарианцев, то они имели еще и мощную броню на теле, особенно на боках и брюхе. Даже веки у них были покрыты костными пластинками. К сожалению «маленькие вегетарианцы» не дожили до наших дней и уже в конце мелового периода уступили место крокодилам современным.

Зато эти, современные, крокодилы, хотя и жили еще вместе с динозаврами, по-видимому, мало пострадали от массового вымирания, которое свело на нет столь много видов рептилий в конце мелового периода. Правда, область их распространения резко сократилась, что, по-видимому, связано с ухудшением климата, которое началось в кайнозое.

Сейчас крокодилы обитают только в тропических и субтропических зонах. Они объединены в отряд Крокодилы (Crocodilia), который насчитывает 3 семейства: Крокодиловые (Crocodilidae) – 14 видов, Гавиаловые (Gavialidae) – 1 вид и Аллигаторовые (Alligato-ridae) – 7 видов. Все крокодилы – животные больших размеров: самые маленькие – 1,5 м, а самые большие могут достигать в длину более 6 м. Помимо морфологических признаков, этих животных объединяет сходная экология: все они ведут полуводный образ жизни и по способу питания являются хищниками. Основными объектами питания для крокодилов служат рыба, ракообразные, моллюски, а также водные и околоводные некрупные позвоночные (амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие). Охота нильских и гребнистых крокодилов на крупных млекопитающих, скорее, исключение из правила.

Крокодилы обладают целым рядом прогрессивных, в сравнении с другими рептилиями, признаков. Это четырехкамерное сердце и, как следствие, несмешивание венозной и артериальной крови, появление диафрагмы, развитый голосовой аппарат, строение лучезапястных и голеностопных суставов и др. Кроме того, крокодилы отличаются и весьма сложным поведением. Для них характерны активная звуковая коммуникация, территориальное поведение, сложная иерархия для видов, живущих большими группами, сложное брачное и гнездовое поведение, развитая забота о потомстве. Уровень рассудочной деятельности также довольно высок – примерно соответствует таковому у врановых птиц. Крокодилы, например, могут «считать» до пяти. В неволе они способны к дрессировке и могут узнавать людей, ухаживающих за ними. Тем не менее говорить о ручных, в привычном понимании, крокодилах нельзя: эти существа всегда остаются источником повышенной опасности.

Н.Ю. ФЕОКТИСТОВА: О крокодилах древних и современных.Данная статья была опубликована в № 04/2007 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".