Гладколобые кайманы. Гладколобый кайман. Paleosuchus Gray, 1862 = Гладколобые кайманы. Аллигаторы. Alligatoridae = Аллигаторы. Крокодилы, алигаторы, гавиалы. Рептилии, пресмыкающиеся, характеристика класса, ящерицы, змеи, ужи, крокодилы, черепахи, анаконда, гекконы, агамы: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Paleosuchus = Гладколобые кайманы

Род: Paleosuchus Gray, 1862 = Гладколобые кайманы

Род Гладколобые кайманы (Paleosuchus) отличается от других кайманов наличием лишь 4 зубов в предчелюстной кости, полностью окостеневшим верхним веком, отсутствием поперечного валика на морде между передними углами глазниц. Морда относительно длинная и высокая, с почти отвесными боками. Род объединяет два вида: Paieosuchus palpebrosus и P. trigonatus, распространенные в северной части Южной Америки — в Бразилии, Гвиане, Венесуэле, Боливии и на северо-востоке Перу, на юг — до 20° ю. ш. Мелкие крокодилы, не превосходящие в длину 1,5 м. Встречаясь в одних и тех же районах с очковыми кайманами, гладколобые кайманы занимают совершенно иные местообитания. Они предпочитают быстрые потоки с каменистым ложем и усеянными камнями отмелями.

В результате успешной природоохранной деятельности и эффективной защиты численность гладколобых кайманов находится сейчас на довольно высоком уровне. Это позволило вывести их из списков Красной книги МСОП. Хозяйственное использование их сейчас строго регламентировано, а торговля регулируется в соответствии с положениями Приложения II Конвенции о международной торговле.

Вид: Гладколобый кайман Шнайдера Paleosuchus trigonatus (Schneider, 1801)

ФотоГладколобый кайман Шнайдера Paleosuchus trigonatus (Schneider, 1801)

Ареал вида лежит в пределах бассейнов рек Ориноко и Амазонки от. Венесуэлы, Гайаны, Суринама и Гвианы, на севере до южной Бразил.ии на юге.

Размеры половозрелых особей не превышают 1 —1,3 м, но иногда достигают 2 м. В кладке бывает от 10 до 17 яиц.

Успешно размножается в зоопарках США. Охраняется в национальных парках Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Гайаны, Суринама и Гвианы. Успешная деятельность в области охраны и контроля за торговлей позволили вывести этого каймана из списков Красной книги МСОП, однако международная торговля по-прежнему регламентируется списком Приложения II Конвенции о международной торговле.

Гладколобый кайман Шнайдера, The Schneider's Dwarf Caiman: Paleosuchus trigonatus

ЭТИМОЛОГИЯ ИМЕНИ: - Paleosuchus подразумевает "древнего крокодила", полученного от palaios (Греческое "древний") + soukhos (Греческое "крокодил"), ссылаясь на таксономию и возраст вида  trigonatus означает "имеющий (обеспеченный) три угла", полученными от trigonos (Греческий "треугольный") + atus (Латинский суффикс, означающий "обеспеченный"), ссылаясь на форму головы. Другие названия: Карликовом Каймане Шнейдера

Ареал: Гладколобый кайман распространенный в северной части Южной Америки: Боливия, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Гайана, Перу, Суринам, Венесуэла, заходя на юг до 20° ю. ш.. В горы максимально поднимается до высоты в 1,300m в Венесуэле.

Paleosuchus trigonatus - второй по величине самый маленький вид крокодилов в мире. Поверхность его головы, без поперечных или продольных хребтов. Этот вид имеет в его коже не только больше, но и большие по размеру костистые пластины (названные osteoderms), чем у других видов крокодилов. Такие крупные щиты создают лучшую защиту для их жизни на земле. Хвост короток и в нем отсутствует гибкость, из-за двух рядов тяжелых окостеневших щитов. Гладкие очертания морды помогают в уменьшении сопротивления воды, что возможно, помогает животному плаванию в быстрых потоках. Верхнее веко почти целиком косно. Среднее количество зубов 78-82.

Окрас: Цвет верхней поверхности тела темный коричневатый, у молодых животных оно с темными поперечными полосами. Нижняя поверхность светлая с темными пятнами.

Гладколобые кайманы мелкие, самки длиной до 1,5 м., но обычно около 1.1 м. Взрослые самцы достигают 1,7-2,3 метра.

Продолжительность жизни: Мало известен о продолжительности жизни этого вида в природе, но весьма вероятно, что они могут жить более чем 25 лет

Голос: Хорошо известно о реве самцов карликовых кайманов. Другой свидетель описывает их «рев» как гортанное хрюканье, в противоположность фактическому реву, какой наблюдается у аллигатора.

Среда обитания: Вид найден в прохладных, быстротекущих лесных потоках и реках, часто встречается возле водопадов или стремнин. Взрослые постоянно тратят много своего времени на путешествия по суше между норами, расположенными, как правило, далеко от воды, к берегам ручьев - местам охоты, а также обратно - на отдых в норы.

Враги: Анаконда, Ягуар, большие ящерицы (вараны). Ягуары едят молодых крокодилов, и возможно, взрослых, в то время как другие хищники едят их яйца и новорожденных крокодильчиков. Основная угроза для кайманов - разрушение и загрязнение среды обитания, связанные с добычей золота.

Диета зависит от пригодности и доступности добычи. Они охотятся по ночам, как в окрестностях норы, так и возле воды, а также в окружающем лесу в пределах их территории, которая может располагаться на нескольких километрах.

Только что вылупившиеся малыши едят водяных насекомых и других членистоногих. Чуть повзрослев, они все еще едят насекомых, а также начинают добывать разнообразных позвоночных животных, как например маленьких рыб, птиц и рептилий, мелких млекопитающих (преимущественно грызунов). Взрослые охотятся на более крупную рыбу в открытой воде, а также более крупных млекопитающих, как например дикобразов и паки, которые составляют главный продовольственный рацион гладколобого каймана.

Как наземные охотники, карликовые кайманы должны много перемещаться по суше в поисках продовольствия. Из-за этого, голова у них часто поднимается высоко, в то время как шея помещена более вертикально, позволяя им эффективнее отслеживать добычу.

Гладколобые кайманы – хищник среднего уровня, поедающие других более мелких животных, он же в свою очередь бывает съеденный другими более крупными видами хищников. В быстрых потоках он, несомненно, является доминирующим хищником.

Взрослые особи много времени проводят в своих норах, вдалеке от воды. Кайманы более активны в ночное время суток. Самки в период размножения активно охраняют гнездо. В природе, однако, уровень их защиты не такой эффективный как, например, у Американского аллигатора. Это соответственно делает жизнь маленьких кайманов весьма опасной. Имеются сообщения о нападении кайманов в период размножения на людей, находившихся в надувной лодке в зоне расположения гнезда. Отмечено, что индивидуумы, содержащиеся в неволе, в этот же период также стают весьма агрессивными. Они начинают шипеть и угрожать людям, которые собирают яйца для искусственной инкубации. Это поведение описано как для самцов, так и для самок.

После инкубационного периода самка открывает гнездо, а при определенных обстоятельствах, открыть гнездо может и самец. Этот факт наблюдался, когда самка (вероятно мать) была поймана в области гнезда месяцем раньше. Помощь родителей необходима для новорожденных кайманчиков, так как яйца обычно заключены под твердые стенки гнезда, а нередко и термитника (а основной их строительный материал - их же экскременты).

После вылупления, матери охраняют и защищает своих только что вылупившихся малышей в воде в течение одной - двух недель. Взрослые, возможно, отвечают на «крики» опасности от молодых кайманов, которые даже не являются их собственным детенышами и тут же спешат им на помощь. Молодежь начинает постепенно разбредаться кто куда и вести самостоятельную жизнь примерно начиная с недельного или чуть большего возраста. В отличие от многих других видов крокодилов, материнская защита и стремление малышей находиться в группе, уже заканчиваются к этому времени.

Социальная структура: Гладколобый кайман – вид, особи которого ведут уединенный образ жизни, собираясь для встреч только в течение сезона размножения. Взрослые кайманы - очень территориальны, и самцы постоянно патрулируют свой участок, занимающий вплоть до 1000 метров вдоль приречных береговых территорий. При этом участки соседних самцов частично могут перекрываться между собой.

Размножение: Не много известно об ухаживании и спаривании этого вида. В отличие от многих других крокодилов, они не используют громко вызовов (криков), чтобы привлечь к себе самок. Рев, иногда издаваемый самцами, также и не является сигналом, непосредственно предшествующим спариванию (что наблюдается у некоторых других крокодилов). Спаривание происходит ночью, на мелководье (на глубине до 50cm). Самцы обвивают самок, совмещают свои клоаки и спариваются. Акт спаривания продолжается от 5 до 10 минут, во время которого оба партнера полностью погружаются под воду.

Самки начинают строить гнезда перед сезоном дождей. Нередко строительство гнезда осуществляется обоими родителями. Гнезда составляют около 50 см в высоту, и около 1.5 м. в основании. Они содержат яйцевую камеру в центре.

Гнезда обычно располагаются по берегам лесных потоков, хотя в Суринаме они также были найдены на маленьких плавучих островках состоящих из растений. В этих случаях, не было никакой насыпи - яйца были спрятаны в наивысшей точке островка. Большинство гнезд, как правило, строится на основе старых гнезд, земляная основа которых твердеет и формирует крышку, которая защищает яйца и поддерживает стабильную температуру. Часто гнезда располагаются около колоний термитов - таким образом, самки используют высокую температуру термитников для обогрева своих яиц, а прямое солнечное излучение играет незначительную роль в подъеме гнездовой температуры. Так как гнездовой материал состоит из грязи перемешанной с гниющими и зелеными растениями, то гнездовая температура определяется температурой воздуха, метаболическим теплом от развивающихся эмбрионов, теплом от распада растительного материала в гнезде и теплом термитника. Все это поддерживает гнездовую температуру на стабильном уровне (31- 32°C). Интересно отметить, что кайманы, кажется, инстинктивно знают, где построить гнездо. Если нет рядом термитника, то некоторые выбирают для гнезда сгнившие деревья - снова использование процесса распада, комбинируемого с теплом гнездового материала необходимых, чтобы успешно вывести потомство.

Гнездо самки строят с промежутками около 3 лет, производя выводки в среднем около 15 яиц. Это приравнивается к примерно 5 яйцам за год для каждой взрослой самки. При этом оказалось, что смертность в период инкубации очень низкая. Благодаря быстрому расселению новорожденных и короткому периоду, когда они остаются с группой, смертность молодых крокодильчиков также оказалась удивительно низкой. Указанные нормы «яичного производства», медленные темпы прироста, невысокая начальная у только что вылупившихся малышей смертность, и изобилие молодежи в структуре населения популяции этого вида крокодилов, подтверждают, что юношеская и взрослая естественная смертность низкая.

Однажды удалось пронаблюдать откладку самкой 9 яиц, на что ей потребовалось почти 6 - 7 часов. Затем самка устроила яйца в гнездо, используя для этого свои челюсти, при этом ими же она расширяла яйцевую камеру. Эта работа заняла около 1 часа. Впоследствии, гнездо было закрыто и самка сверху уплотнила гнездовой материал.

В кладке обычно 10-20 яиц. Относительная яичная масса составляет около 1% от массы самки. Для сравнения скажем, что для морского крокодила этот показатель составляет около 0.14%. Размер яиц составляет около 6.5 x 4.2cm, при весе 66 – 73г. Яйца имеют очень грубые оболочки, как минимум при разведении в неволе, и они окружены липкой субстанцией, которая, возможно, служит для того, чтобы защитить самку от внутреннего повреждения при откладке яйца. По другой версии - эта липкая субстанция, возможно, защищает яйца от нападения грибков или других микроорганизмов во время инкубационного периода при нахождении в гниющей гнездовой массе.

После завершения откладки яиц самка остается у гнезда для его охраны вплоть до вылупления малышей. Наблюдения показали, что после 3 месяцев, интерес самки к гнезду постепенно теряется. Однако, в эксперименте, после того, как одно из яиц было подложено в пустое гнездо, самка стала защищать и охранять его еще раз. Предполагается, что самка благодаря своему острому обонянию почувствовала яйцо. А когда малыш вылупился, она открыла гнездо, и отнесла молодого каймана к воде.

Готовый к рождению молодой кайманчик избавляется от яйцевой оболочки, разрывая яичную раковину специальным гребнем (яичным зубом). В период вылупления молодые кайманчики своим щебетанием еще при нахождении в яйце и после рождения, напоминают родителям о себе, и тут же взрослые, обычно самка, открывает гнездо. Земляное покрытие гнезда является слишком прочным, чтобы через него самостоятельно малыши выбрались на свет. Среди гнездового материала они остаются скрытыми в течение нескольких дней, не перемещаясь на воду. При вылуплении малыши имеют карие глаза, в противоположность другим крокодилам, которые имеют желтые глаза, и покрыты прозрачным слоем липкой слизи. Липкая субстанция, покрывающая молодых кайманов предохраняет их от пересыхания в первые несколько дней. Только что вылупившийся кайманчик имеет в длину около 23cm (из них около 50% приходится на хвост) и вес около 43 - 47 граммов. Молодежь имеет золотистого цвета верхнюю поверхность черепа, которая темнеет в 6 месячном возрасте, за что за ними в Бразилии закрепилось местное название "коронованного каймана". Сезон/период размножения: В Колумбии, гнездовой сезон длится между августом и ноябрем и соответствует дождливому сезону. В Бразилии, только что вылупившиеся кайманы были обнаружены в октябре, что указывает на возможность откладки яиц раньше, еще в сухом сезоне. В Суринаме, строительство гнезд, вероятно, происходит в апреле-августе.

Половое созревание: Кайманы, по сравнению с другими видами, созревают и растут медленно и поэтому половой зрелости самки достигают при размерах 1,3 метра, самцы - 1,4 (обычно между 10-20 годами жизни).

Беременность: Инкубационный период длится около 115 дней, что больше чем у других видов крокодилов.

Потомство: Вскоре после вылупления новорожденные карликовые кайманы, поднимаются вверх по речным потокам достигая мест с густой лесной растительностью, где они приобретают надежную защиту от хищников. Поэтому, вырубание леса по берегам лесных ручьев, возможно, серьезно воздействует на выживание новорожденных карликовых кайманов. Молодежь примерно первые 4 недели теряют в весе, так как они живут в это время преимущественно за счет остатка яичного желтка.

В отличие от других крокодилов, кожа гладколобого каймана слишком костиста и не ценится на рынке по продаже крокодиловых кож, поэтому она практически не имеет коммерческого значения. На кайманов также мало кто охотится из-за мяса, хотя иногда они преследуются как объекты для туристической торговли. Из-за его мелкоты этот вид не рассматривается и как особенно опасный людям.

Вид занесен в Международную красную книгу. По примерным оценкам популяция карликового каймана насчитывает более чем 1000000 особей, население зоопарков - 40 особей (2005 г).