Гребнистый крокодил. Crocodylus porosus Schneider, 1801 = Гребнистый крокодил. Крокодил: биология, экология, размножение, поведение, питание

Вид: Crocodylus porosus = Гребнистый крокодил

Вид: Crocodylus porosus Schneider, 1801 = Гребнистый крокодил

Гребнистый крокодил Crocodylus porosus Schneider, 1801 Самый крупный крокодил мировой фауны. Известны экземпляры длиной до 9 м, но обычно значительно мельче. Несколько особей размером 6—7 м живут в святилище Битарканика в штате Орисса, на западном берегу Бенгальского залива в Индии.

Широко распространенный вид, что объясняется его адаптацией к жизни в солоноватых водоемах и далеким миграциям в открытом океане. Встречается от о. Шри-Ланка, восточной Индии и Бангладеш через всю береговую линию Юго-Восточной Азии до Филиппин и западной части Каролинских островов на востоке. На юг ареал простирается до Новой Гвинеи и северной Австралии; на юго-восток — до Соломоновых островов и о-вов Вануату.

Обычно связан с солоноватыми водоемами — мангровыми зарослями, морскими лагунами, речными эструариями. Реже поднимаются в пресные реки, заселяя травянистые болота и озера.

Молодые особи питаются в основном ракообразными, насекомыми и мелкой рыбой; взрослые — разнообразными позвоночными.

Самцы достигают половозрелости при длине 3,2 м в возрасте 16 лет, а самки — при длине 2,2 м в возрасте 10 лет. Гнездятся в сезон дождей. Размер кладки варьирует от 25 до 90, чаще около 50 яиц. Инкубационный период длится 80—90 дней. Самки после откладки остаются около гнезд и активно их охраняют. Гнездо строится из травы и опавших листьев, диаметр его до 7 м, высота до 1 м. В ответ на звуковые сигналы детенышей в завершающей фазе их эмбриональной жизни самка раскапывает гнездо и помогает новорожденным освободиться от скорлупы и добраться до воды, после чего еще некоторое время остается с ними в водоеме.

Из-за интенсивного истребления на значительной части а Фотореала подвергается опасности вымирания. Кожа этого вида по своим качествам превосходит кожу многих других крокодилов, так как мелкие размеры чешуи на брюхе и большие участки без остеодерм обусловливают ее высокую коммерческую стоимость. Во многих странах в настоящее время охраняется специальными законами, но не достаточно эффективно. Наиболее действенные программы изучения и сохранения вида осуществляются в Австралии, Папуа — Новой Гвинее и Индии. Папуа — Новая Гвинея торгует кожей животных, выращенных на фермах.

Для сохранения вида необходимо увеличение охраняемых территорий. Кроме разведения на коммерческих фермах разводится во многих зоопарках Юго-Восточной Азии. Особенно эффективна работа по выращиванию крокодилов в Папуа — Новой Гвинее, что предохраняет от вылова в природе крупных экземпляров — производителей.

Постоянно разводятся на коммерческой крокодиловой ферме в Бангкоке (Таиланд), где выращено уже более 2500 особей.

Здесь утилизируется не только кожа, но и мясо. Более мелкие фермы есть в Австралии и на Филиппинах. В Рангуне (Бирма) работает государственная ферма, на которой выращено более 900 особей.