Нильский крокодил Crocodylus niloticus Laurenti, 1768 . Крокодил: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Crocodylus niloticus = Нильский крокодил

Вид: Crocodylus niloticus Laurenti, 1768 = Нильский крокодил

Читать очерки: Нильский крокодил * Заметки натуралиста: Нильский крокодил; (2)

ФотоНильский крокодил Crocodylus niloticus Laurenti, 1768Исключен из Красной книги МСОП в связи с восстановлением численности.

Крупный вид, обычная длина тела половозрелых экземпляров 3,5 м, но достигают 5—6 м и массы 600 кг. Половозрелости достигают в возрасте 12—15 лет при длине тела 2—3 м и массе 70—100 кг. Новорожденные крокодилы имеют длину около 28 см. Морда короткая и широкая. Окраска спины серовато-оливковая, зеленоватая с мелкими черными пятнами, брюха — грязно-желтая.

Широко распространен в Африке к югу от Сахары, но отсут ствует на южной и юго-западной оконечности материка. На севере по долине Нила доходит до оз. Насер. Современный ареал охватывает Анголу, Бенин, Ботсвану, Бурунди, Камерун, Центральноафриканскую Республику, Чад, Конго, Египет, Эфиопию, Габон, Гамбию, Гану, Кот-д'Ивуар, Кению, Либерию, Малави, Мали, Мозамбик, Намибию, Нигерию, Руанду, Сенегал, Сьерра-Леоне, южную Африку, Сомали, Судан, Свазиленд, Танзанию, Того, Уганду, Буркина Фассо, Заир, Замбию, Зимбабве и о. Мадагаскар. Известен на Коморских и Сейшельских о-вах. Выделяют до семи подвидовых форм.

Населяют реки, озера, болота и временные водоемы в дождевых тропических лесах. Охотится в основном в воде, но способен схватывать добычу и на берегу. Пища разнообразна, диета меняется в соответствии с возрастом животного. Молодые кормятся преимущественно беспозвоночными, мелкой рыбой и амфибиями. Взрослые поедают любых позвоночных животных от рыб до млекопитающих, изредка нападая у водоемов даже на крупных копытных. У нильского крокодила наблюдается каннибализм.

Ночью крокодилы находятся в воде, а с восходом солнца греются на отмелях. В наиболее жаркие полуденные часы вновь погружаются в воду.

В начале сезона размножения среди взрослых самцов формируются иерархические отношения, вырабатываемые в процессе агрессивно-демонстративных столкновений. Сроки размножения различны в разных частях ареала. В Уганде спаривание начинается в декабре, а откладка яиц — в середине января в сухой сезон при низком уровне воды. Есть указания, что нильские крокодилы моногамы, образуют четкие пары и самец спаривается только с одной самкой. Самка выкапывает в песке гнездо глубиной около 60 см, куда откладывается 16—80 яиц (в редких случаях до 95, в среднем 55—60). Инкубация длится около 90 дней. Все это время самка остается около гнезда для защиты. Ко времени вылу-пления молодые подают из яйца голос — резкий хрюкающий звук, который хорошо слышен за 20 метров. Самка, ориентируясь на сигнал, выкапывает из гнезда яйца и помогает молодым освободиться от скорлупы. Затем она переносит новорожденных во рту, иногда по 20 за один раз, в заранее выбранный мелкий водоем. Самец и самка еще 6—8 недель остаются здесь, защищая молодых от возможных врагов.

Гнезда, ко торые остаются без присмотра взрослых крокодилов, как правило, уничтожаются хищниками: варанами, марабу, коршунами, гиенами, мангустами и павианами. Молодые и взрослые крокодилы роют в берегах и под корнями нависших деревьев глубокие норы, в которых скрываются от врагов, а в период засухи — от высыхания.

Большинство популяций сильно деградировало из-за неконтролируемой охоты, однако благодаря принятым мерам охраны численность повсеместно восстанавливается. Наиболее благополучные популяции существуют в Ботсване на р. Окаванго, в Эфиопии на р. Омо, в северной Кении, в Малави на оз. Ньяса, в Замбии, Зимбабве и некоторых районах южной Африки. С 1987 г. разрешен выборочный промысл.

Успешно разводится в зоопарке Тель-Авива (Израиль), Кото-вице (Польша), во многих зоопарках Чехословакии, ФРГ, Великобритании, США, Голландии и в Западном Берлине.

Нильский крокодил Crocodylus niloticus Laurenti, 1768

Длина морды у нильского крокодила не превышает ее ширину в основании более чем в два раза. 4—6 затылочных щитков расположены в один поперечный ряд и 4 крупных зазатылочных щитка образуют квадрат, первый поперечный 29* 451 ряд которого окаймлен по бокам двумя меньшими щитками. Спинные щитки прямоугольные, ориентированы в правильные продольные и поперечные ряды; спинные щитки срединной пары продольных рядов не отличаются от остальных спинных щитков. Окраска спины темно-зеленая с мелкими черными пятнами, брюхо грязно-желтое.

Распространен по всей Африке, кроме ее северной части, на Мадагаскаре, Коморских и Сейшельских островах. В Юго-Западной Азии (в реке Церка, Израиль) нильский крокодил истреблен совсем недавно. Наиболее часто поселяется вне леса, но заходит и в лесные водоемы. Достигает длины 4—6 м. Только что вылупившиеся из яиц детеныши имеют длину около 28 см, к концу первого года жизни достигают 60 см, к двум годам — 90 см, в 5 лет — 1,7 л», в 10 лет — 2,3 м и в 20 лет — 3,75 м.

Ночь проводят в воде, а к восходу солнца выходят на отмели и греются в солнечных лучах. Полуденные, наиболее жаркие часы проводят в воде, за исключением пасмурных дней. При ветреной, ненастной погоде проводят ночь на берегу. Предельная продолжительность пребывания под водой для животных длиной около 1 м составляет около 40 минут; более крупные крокодилы могут быть под водой значительно дольше.

Пища нильского крокодила весьма разнообразна и меняется с возрастом. У детенышей до 30 см длиной 70% пищи составляют насекомые. Более крупные особи (длиной около 2,5 м) кормятся рыбой, моллюсками, ракообразными, а еще более крупные — рыбами, рептилиями, птицами и млекопитающими. Взрослые нильские крокодилы могут нападать на таких крупных млекопитающих, как буйволы и даже носороги. Зверей крокодилы подстерегают у мест водопоя, в воде или на суше в густой траве. В ряде местностей нильские крокодилы опасны для человека. Яйца откладывают всегда в сухой сезон, при низком уровне воды. Самки выкапывают в песке нору до 60 см глубиной, куда откладывают 25—95 (в среднем 55 — 60) яиц. Инкубация длится около 90 дней, в течение которых мать остается постоянно у гнезда, охраняя кладку. Видимо, в это время животное не питается. К моменту вылупления молодые крокодилы внутри яиц начинают издавать хрюкающие звуки, служащие сигналом для матери, помогающей детенышам выбраться из-под песка и сопровождающей их к воде. В это время самка может напасть на человека даже на суше. Вылупление из яиц обычно происходит после выпадения первых дождей, с поднятием уровня воды в озерах и реках, так что молодые крокодилы сразу находят в разливающихся водоемах убежища и пищу.

После выхода молодых крокодилов из яиц мать ведет их (по наблюдениям Котта) к выбранной ею «детской» — мелкому водоему, защищенному растительностью. Здесь молодые крокодилы остаются около шести недель; все это время мать остается с выводком, защищая его от нападений хищников. При отсутствии матери вышедшие из яиц крокоди-лята часто остаются поблизости от гнезда, где их обычно истребляют хищники — цапли-голиафы, марабу, коршуны.

Известны многочисленные случаи каннибализма (пожирание яиц и молодых особей), что обычно считают механизмом регуляции численности вида: отмечено, что каннибализм бывает тем чаще, чем выше численность крокодилов. Численность нильских крокодилов повсеместно упала и продолжает падать. В древнем Египте крокодилов почитали как священных животных; ныне они почти истреблены. Та же судьба постигнет крокодилов в ряде мест Центральной и Восточной Африки, если не будут приняты меры по охране вида.