Водяной сцинк. Eulamprus tympanum = Водяной сцинк. Сцинки, сцинковые. Scincidae Gray, 1825 = Сцинки, сцинковые: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Eulamprus tympanum = Водяной сцинк

Ящерица, определяющая пол своего потомства

Читать : Семейство Сцинковые (Scincidae)

Могут ли родители заранее определять пол своих детей? Ответ на этот вопрос весьма сложен и неоднозначен. У многих позвоночных пол определяется генетически, в момент оплодотворения. У целого ряда рептилий, таких как крокодилы, черепахи и некоторые виды ящериц, пол определяется не хромосомами, а температурой инкубации яиц. Чем выше температура, тем больше выводится самок, чем ниже – тем больше самцов. В течение многих лет считалось, что это явление, получившее название температурно-зависимое определения пола, свойственно только яйцекладущим пресмыкающимся. И вот сюрприз. Ученые из Сиднейского университета Роберт Кулей и Михаэль Томпсон обнаружили, что температурой определяется соотношение полов и у одной из живородящих ящериц – водяного сцинка (Eulamprus tympanum).

Истинное живорождение – когда эмбрион получает питание не столько из сформировавшегося яйца, сколько за счет организма матери – встречается у рептилий не очень часто. В этом случае кожистая оболочка яйца рассасывается и между сосудами эмбриона и сосудами стенок яйцевода образуется некое подобие плаценты. Подобное живорождение свойственно широко распространенным в нашей стране живородящей ящерице и обыкновенной гадюке. Благодаря такому типу размножения эти пресмыкающиеся смогли освоить территории с весьма холодным климатом. Истинное живорождение освоили также многие виды сцинков, обитающие в горах, и, в частности, водяной сцинк, о котором идет речь в нашем рассказе.

Исследователи наловили беременных самок водяного сцинка, принесли их в лабораторию и поместили в разные температурные условия. Когда на свет появились детеныши, то оказалось, что чем выше была температура, при которой содержались самки-матери, тем больше в выводке было самцов. У тех самок, которых содержали при 32 °С и выше, выводок вообще состоял из одних особей мужского пола.

Выяснилось, что в природе самки водяного сцинка могут контролировать пол своих будущих детенышей, передвигаясь между солнцем и тенью. Однако каковы возможности выживания данного вида в условиях глобального потепления климата? Ведь если температура сильно повысится, то из популяций очень быстро исчезнут самки, и тогда…