Двукоготные (двухкоготные) черепахи . Carettochelyidae Boulenger, 1887 = Двукоготные (двухкоготные) черепахи . Черепаха, черепахи: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Carettochelys = Двухкоготные черепахи

Вид: Двухкоготная черепаха Carettochelys insculpta Ramsay, 1887

Редкий вид. Крупная или средних размеров пресноводная или эстуарная черепаха с длиной карапакса до 50 см и массой свыше 15 кг. Известна самка с длиной карапакса 56,3 см и массой 12,5 кг.

Населяет реки, травянистые болота и лагуны в южных низменностях Новой Гвинеи вдоль побережья залива Папуа и пролива Торреса. На западе распространение в провинции Ириан-Джая достаточно изучено. Известны также находки в Австралии в штате Северная территория, где черепахи были обнаружены на ах Виктория, Дели и др.

В связи с плохой изученностью и скрытностью этот вид долгое время считался крайне редким. Небольшое количество черепах размножается в реках, впадающих в залив Папуа. Встречается в реках, включая эстуарии, травянистых лагунах, ленных болотах и озерах. В районе Кикори половозрелые встречаются только в многочисленных руслах дельты. Всеядны, но предпочитают растительную пищу. Часто основной ей служат плоды мангровых зарослей. Животная пища состоит из моллюсков, водяных жуков и других беспозвоночных. Сезон размножения в Австралии не установлен. В округе на Папуа время размножения обычно приходится на сухой сезон — с середины октября до середины февраля. Для откладки самки совершают миграции из рек на крупные песчаные участки побережий.

В дельте р. Флай гнездятся на песчаных побережьях устьев проток и островов. Самки обычно выходят ночью или рано утром и выкапывают передними конечностями гнездовую ямку глубиной в среднем 27 см. Средняя температура в такой «инкубационной ка мере» 31 °С. Закрывает гнездо задними конечностями. В кладке от 15 до 34 яиц. Яйца круглые, белые, в твердой кальцинированной оболочке. Средний диаметр яйца 43 мм, средняя масса 33 г. Репродуктивный потенциал самки не выяснен, но есть предположения, что за сезон осуществляется не менее двух кладок. Вылупление молодых происходит через 114—118 дней после откладки яиц. Новорожденные черепахи имеют длину карапакса около 53 мм и массу 27 г.

На взрослых черепах охотятся крокодилы. В эстуариях и приморских лагунах их частые враги — акулы. Максимальная смертность ювенильных особей и яиц обусловлена хищничеством крупных ящериц-варанов. Однако основная опасность для вида — это традиционный сбор яиц и черепах местным населением в местах массового размножения на юге Новой Гвинеи. Так, на рынках Маймуру и Кикори в 1980—1981 гг. было продано около 5000 яиц. Самок собирают во время и перед откладкой яиц.

В Папуа предусматривают интенсивную вырубку леса и создание ряда ГЭС, что повлечет неизбежную трансформацию местообитаний и гибель черепах. Подавляющее большинство животных обитает и размножается в мангровых зарослях дельты р. Флай. В среднем течении рек Флай и Армиа в Папуа и в оз. Ямур в Ириан-Джая черепахи сравнительно обычны. Однако в бассейне р. Кикори популяции резко истощились за последние 20 лет. Сокращаются мелкие популяции в реках Западного округа в Папуа. В Ириан-Джая, кроме популяции оз. Ямур, популяции черепах рассеяны и малочисленны. Точной оценки численности популяции на всем ареале нет.

Меры защиты вида не разработаны. Охраняются в некоторых резерватах. Необходим сбор данных по экологии и распространению. В рамках программы МСОП планируется проект изучения и защиты группой специалистов. Есть опыт разведения и инкубации яиц в искусственных условиях.