Гюрза — Vipera lebetina L.. Ядовитые переднебороздчатые змеи, гадюка, гюрза, давойя, ошейниковая кобра, черная мамаба, яд, змеиный яд, Рептилии,Пресмыкающиеся (характерные черты класса), пресмыкающиеся, ящерицы, змеи, ужи, крокодилы, черепахи, анаконда, гекконы, агамы: биология, экология, разм

Вид: Vipera lebetina = Гюрза

Вид: Vipera lebetina = Гюрза

Гюрза среднеазиатская — Vipera lebetina turanica Cernov и Гюрза закавказская — Vipera lebetina obtusa Dwigubsky

Читать дополнительно: Гюрза — Vipera lebetina L.

Экология и биология. Крупная змея длиной до 1,6 м. Бока морды притуплены, височные углы головы резко выступают. Туловище толстое, вальковатое от светло-серого и темно-серого с более или менее выраженным оливковым или красновато-коричневым оттенком. Вдоль спины ряд крупных пятен, более мелкие пятна идут по бокам.

Встречается в Закавказье, Восточном Предкавказье, Южной Туркмении, Южном и Восточном Узбекистане, Западном Таджикистане и на юге Казахстана. Численность довольно высока — до 4 особей на 1 га, в местах скоплений до 20 змей на 1 га. Обитает преимущественно в сухих предгорьях, ущельях, охотно поселяется на возделываемых землях, где представляет реальную опасность. Питается мышевидными грызунами, мелкими млекопитающими, амфибиями, рептилиями, птицами. На большей части ареала яйцеживородяща, но в средневосточной — яйцекладуща. Потомство появляется ранней осенью. Самка приносит 15—20 детенышей длиной до 24 см.

Взрослая змея, несмотря на внешнюю неуклюжесть, весьма подвижна. Ловко лазает по ветвям деревьев и кустарников, а на земле способна к резким броскам, почти во всю длину тела. Агрессивность проявляет, как правило, при непосредственной опасности или преследовании.

Картина отравления. Укус гюрзы опасен для человека, и в случае несвоевременного оказания медицинской помощи может закончится трагически. Картина отравления типична для яда гадюковых змей и включает выраженную боль в месте инокуляции яда, развитие геморрагического отека, достигающего в тяжелых случаях катастрофических размеров. В месте укуса часто наблюдается некроз тканей. Обычны слабость, тошнота, головокружение, одышка, нарушения в свертывающей системе крови вплоть до развития ДВС-синдрома, кровотечения, поражения жизненно важных органов (сердце, почки и др.) От укусов гюрзы страдают сельскохозяйственные и домашние животные. Так, в овцеводческих районах Грузии часто отмечали случаи падежа скота и гибели собак от укусов гюрзы.

Первая помощь. В качестве антидота применяют сыворотку «Антигюрза» или поливалентную противозмеиную сыворотку. Самолечение недопустимо. Необходимо срочное оказание квалифицированной медицинской помощи.

Химический состав и механизм действия яда. В яде содержатся следующие ферменты: протеиназы, оксидаза L-аминокислот, фосфолипаза А2, фосфодиэстераза, 5'-нуклеотидаза, гиалуронидаза и другие ферменты, а также ФРН.

Протеолитическая активность яда на 75% обусловлена сериновыми протеиназами и на 25% — металлопротеиназами. Практически вся геморрагическая активность яда обусловлена действием сериновых протеиназ. Поэтому введение в сыворотку «Антигюрза» ингибитора сериновых протеиназ контрикала позволяет в 2 раза увеличить антигеморрагическую активность. Кининогеназа является термостабильным гликопротеином с Мr~35 000 — 37 000 и рI 10. В процессе хранения яда его ферментативная активность снижается.

Токсичность яда для мышей при в/в введении составляет 0,34 мг/кг, при в/б — 2,1 мг/кг, при п/к — 4,8 мг/кг. У отравленных животных наблюдается снижение АД как за счет рефлекторных механизмов, так и в результате аутофармакологических реакций: высвобождение брадикинина, бета-эндорфина и др. Под влиянием яда развивается внутрисосудистой гемолиз, снижаются кислородосвязывающие свойства гемоглобина, что в итоге ведет к гипоксии тканей. Развитие ДВС-синдрома при отравлении ядом гюрзы обусловлено его активирующим действием на фактор X системы свертывания крови. Этот эффект предупреждается гепарином, что имеет терапевтическое значение. Важную роль в патогенезе отравления ядом имеет поражение эндокринной системы. В сублетальных дозах яд оказывает радиозащитное действие.

Практическое значение. Яд гюрзы входит в состав лекарственных препаратов. Применяется как источник получения коммерческих препаратов ФРН, фосфодиэстеразы и оксидазы L-аминокислот, а также в качестве диагностического препарата при болезнях свертывающей системы крови......