Перейти в оглавление раздела: OХОТА: Хищные животные

Животный мир нашей страны богат и разнообразен. Только одних промысловых зверей у нас насчитывается около 150 видов.

Эти звери — ценный объект спортивной и промысловой охоты. Высококачественное, богатое витаминами и микроэлементами мясо, разнообразные меха, несравнимые по прочности и красоте с искусственными, кожа, щетина, мускус, технический и целебный жир, ряд лечебных препаратов — вот неполный перечень того, что дает нам охота.

Трудно переоценить и эстетическое значение диких животных в наше время. Сейчас, в период индустриализации и усиленной урбанизации, человек все больше и больше тянется к первозданной природе, а она, лишившись диких животных, будет бедной и тусклой.

Дикие звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы, в нашей стране считаются общенародным достоянием, государственной собственностью. Эксплуатация их ведется по определенным законам и правилам.

Существование диких животных зависит от целого ряда природных и антропогенных (зависящих от человека) факторов, одни из которых способствуют, а другие препятствуют успешному размножению и распространению зверей и птиц.

Для восстановления, сохранения и расширенного воспроизводства объектов спортивной и промысловой охоты недостаточно создания охраняемых территорий, соблюдения правил охоты и запрета отстрела отдельных видов.

Важнейшая задача охотоведческой науки — выявление факторов, тормозящих воспроизводство диких животных, и разработка биотехнических мероприятий, направленных на устранение этих факторов.

Одно из главных таких мероприятий, осуществляемых в нашей стране, — искусственное расселение животных (или акклиматизация). Акклиматизация преследует три цели: 1) восстановление численности отдельных видов в угодьях, где ранее они обитали, но были истреблены; 2) оказание помощи животным в преодолении препятствий, которые они встретили в процессе естественного расселения и 3) обогащение угодий новыми видами животных, ранее не обитавших здесь.

Путем акклиматизации удалось восстановить область распространения и численность таких ценных пушных видов, как соболь и речной бобр, поголовье которых было подорвано хищническим промыслом еще в дореволюционное время.

Благодаря работам по акклиматизации, наша фауна обогатилась видами, которые ранее здесь не обитали. Ондатра, нутрия, американская норка и енот-полоскун нашли у нас вторую родину и теперь наравне с аборигенами входят в состав пушного фонда.

За годы советской власти в охотничьи угодья СССР было расселено 47 видов зверей и 10 видов птиц, выпущено почти 500 тыс. пушных зверьков и более 450 тыс. животных — объектов спортивной охоты.

Мероприятия по акклиматизации пушных и спортивно-охотничьих животных позволили обогатить угодья новыми видами, сохранить и восстановить численность многих ценных зверей, значительно повысить заготовки в стране «мягкого золота».

Переселением животных не ограничиваются мероприятия, которые проводятся в охотничьих хозяйствах для улучшения условий жизни диких зверей и птиц. Иногда численность животных в угодьях ограничивается недостатком удобных мест для гнездования и устройства логова. В этом случае устраивают убежища для енота-полоскуна; для ондатры сооружают валы из сплавины, прорезают в них каналы, чем увеличивают длину береговой линии.

В хорошо организованных охотничьих хозяйствах зимой, в трудное время года, животных подкармливают. В районах, где нет естественных выходов соли, для копытных и зайцев создают искусственные солонцы.

В некоторых хозяйствах практикуется временная передержка зайцев, которых отлавливают на заливаемых вешними водами угодьях. Промхозы Закавказья в период длительных ледоставов успешно передерживают нутрию.

Одно из важнейших биотехнических мероприятий в специализированных охотничьих хозяйствах — отстрел хищников. В ондатровых промхозах отстреливают шакала, лисицу, камышового кота, влияющих на численность ондатры. Повсеместно на территории страны проводится круглогодичный отстрел волка, добыча которого поощряется денежной премией. Но надо помнить, что усиленный отстрел хищников, безусловно, следует проводить в сроки, когда шкурки этих зверей имеют товарную стоимость.

При исследовании экологии диких зверей в последние десятилетия установлено, что длительная охрана животных без регулирования их численности может привести к отрицательным результатам. Динамика численности любых животных рассчитана на определенный процент гибели поголовья от самых различных причин. Уничтожение хищников, устранение факторов, влияющих на естественный отход животных, снижение промысла нередко приводят к вспышке размножения тех или иных видов, выеданию ими кормов и в одних случаях к массовой их гибели от голода и болезней, в других — к резкому снижению размножаемости.

Примером сказанному могут служить случаи массового падежа копытных в заповедниках (Крымский, Воронежский, Приокско-террасный), где хищники были истреблены, а численность животных не регулировалась, и снижение плодовитости таких ценных пушных зверей, как куница (Архангельская область) и речной бобр (Белоруссия), там где эти виды не осваивались или осваивались недостаточно.

Таким образом, единственный эффективный путь охраны диких животных, не считая видов, численность которых слишком низка, — это организация рационального научно обоснованного их использования. Теперь уже ни у кого не вызывает сомнений то, что правильно организованная, культурная охота не только не подрывает численность диких животных, но и помогает поддерживать их поголовье на нужном уровне.

(Рассказ из книги Руковского Н.Н. «Охота на пушных зверей»)