Пустыня Намиб Африка.Намиб - самая древняя пустыня в мире. Пустыня, растительность, животный мир.

Намиб - самая древняя пустыня в мире

тумбоа, или Вельвичия (Welwitschia mirabilis)

Намиб. Флора и фауна

Одно из удивительнейших местных растений — тумбоа, или Вельвичия (Welwitschia mirabilis), которое растёт в северной части пустыни. Вельвичия отращивает только два гигантских листа, медленно растущие всю её жизнь, которая может продолжаться 1000 лет и больше, но редко тем не менее листы редко превышают длину 3 метра, потому что постоянно стираются ветром, который разрывает листья на тонкие кусочки и переплетает их. Листья прикрепляются к стеблю, который напоминает огромную редиску конической формы диаметром от 60 до 120 сантиметров, и торчит из земли на 30 сантиметров. Корни величивии уходят в землю на глубину до 3 м. Величивия известна своей способностью расти в чрезвычайно сухих условиях, используя росу и туман как основной источник влаги. Вельвичия — эндемик для северного Намиба — изображена на государственном гербе Намибии.

В чуть более влажных местах пустыни встречается другое известное растение Намиба — нара (Acanthosicyos horridus), ещё один местный эндемик, который растёт на песчаных дюнах. Её плоды составляют пищевую базу и источник влаги для многих животных, которые иначе не могут выжить в пустыне — от африканских слонов до антилоп и дикобразов.

Ещё одно характерное растение пустыни — кокербом, или колчанное дерево (Aloe dichotoma) — суккулент высотой до 7 м.

Впадины и дюны внутреннего Намиба дают убежище некоторым разновидностям антилоп, таким как гемсбок (орикс) и шпрингбок, а также страусам и иногда зебрам. Слоны, носороги, львы, гиены, шакалы встречаются на севере пустыни, особенно в долинах рек, которые текут с внутреннего плато в Атлантику. Дюны внешнего Намиба служат домом некоторым паукам, комарам (в основном жукам и муравьям), и пресмыкающимся, особенно гекконам и змеям, однако млекопитающие тут практически отсутствуют.

Пустыня Намиб - песчаные дюны

Прибрежное море вследствие созданного течением Бенгала апвеллинга чрезвычайно богато рыбой. Оно привлекает сюда огромное количество тюленей, которые в сезон размножения выходят на пустынные берега сотнями тысяч, чтобы вывести детёнышей. Тюленьи лежбища находится преимущественно в пределах Шпершебита и национального парка «Берег Скелетов», доступ туда сурово ограничен; туристы посещают только лежбище на территории заповедника Кейп-Кросс к северу от Свакопмунда. С помощью колоний тюленей питаются многие группы сухопутных хищников — шакалов, гиен, а также так званые морские львы (которые охотятся на больных и обессиленных особей и детёнышей) и некоторые грызуны. Прибрежная зона с островами также обильно заселена колониями морских птиц — фламинго, пеликанов, бакланов; на юге, на островах бухты Людериц, существуют значительные колонии пингвинов. С небольших прибрежных островов, таких как Ичабо, ежегодно собирают значительное количество птичьего гуано.

Пустыня Намиб существует уже примерно 80 миллионов лет, и местные животные имели много времени для эволюции и приобретения эволюционных приспособлений, как в биологическом строении, так и в поведении, к пустынной жаре и засухе, благодаря которым стало возможно их выживание в чрезвычайно враждебном климате. Например, намбийский геккон может бегать по песку, который разогревается солнцем до 60 °C; когда ему приходится останавливаться, он стоит по очереди то на одной, то на другой паре ног, спасая их от ожога. Когда температура поднимается ещё выше, он просто закапывается в песок, который в глубине значительно более прохладный. Подобную стратегию выживания демонстрируют также местные гремучие змеи и карликовые гадюки во время дневной жары. При этом кончик хвоста они оставляют на поверхности и используют его как приманку для привлечения мелких животных, которые принимают хвост за комаров. Другие животные полностью перешли к подземной жизни, как, например, золотистые кроты, которые активны только во время ночной прохлады.

Источники питьевой воды в пустыне чрезвычайно редки, и местные растения нашли удивительные способы её получения. Ночью и рано утром юго-западный ветер несёт вглубь страны облака густого тумана, который достигает расстояния 80 километров от побережья, и много местных растений и животных имеют шкуру или листья (или даже специальные сборники), специально приспособленные для сбора утренней росы. Наивысший уровень приспособления к этому демонстрируют местные жуки вида Onymacris unguicularis. С утра они поднимаются на гребни высоких дюн и поднимают устьице вверх, на устьице конденсируется влага, которая стекает жучку прямо в рот. Подробности этих процессов и приспособлений жуков изучают исследователи пустынной научной станции Гобабеб с целью разработки методов использования конденсированной влаги в хозяйстве.

Читать дальше: Пустыня Намиб: физгеография