Бассейн верхнего Нила: флора и фауна. Природа, растительность, животный мир.

Бассейн верхнего Нила

Нил несет свои воды с Восточно-Африканского нагорья на север. Бассейн Верхнего Нила с множеством рек, озер и болот образует особую природную зону, населенную удивительными животными. Вокруг Нила на сотни километров тянутся болота. Болота в тропиках — результат мощных ливней. Высокая температура и сильное солнечное отражение позволяют растениям быстро пустить корни. Постепенно они образуют почти сплошные заросли, а в некоторых местах делают отток воды невозможным. Сначала воду покрывают отдельные плавающие растения. Постепенно плавающие растительные ковры становятся все гуще и плотнее, и на них начинают расти другие растения, уже с более крепкими корнями. Болотистая масса, сплошь заросшая растительностью, часто бывает настолько плотной, что может выдержать крупное животное.

Болота — родной дом комара-анофелеса, носителя и распространителя малярии, еще и сегодня изнуряющей миллионы людей. Самцы комаров безвредны. Кровожадны самки, которые хоботком высасывают кровь птиц, млекопитающих, людей. Самка сверлит кожу своей жертвы до тех пор, пока не натолкнется на какой-нибудь сосуд. В маленькую ранку, чуть больше точки, она сначала впрыскивает каплю слюны, предотвращающую свертывание крови, а затем пьет ее большими глотками и, наполнив желудок, незаметно исчезает. Последствия укуса от действия слюны комара — зудящее воспаление раны и отек — появляются быстро. Комар-анофелес вносит в кровь своих жертв мелких паразитов, вызывающих малярию.

Самая большая область болот — Сэдд занимает тысячи квадратных километров равнинной земли в Южном Судане, там, где Белый Нил поворачивает на восток и в него впадают несколько больших рек, текущих с запада. Обширные болота создают непреодолимое препятствие, которое с незапамятных времен не позволяло путешественникам подойти к истокам Нила с севера. В прошлом не раз случалось, что огромные плавающие ковры из растений брали в плен корабли и его команды погибали от голода.

Среди болот Сэдд а есть и довольно сухие места, где почва пропитывается водой только в сезон дождей, а в остальное время года это богатые пастбища, привлекающие тысячи диких животных окрестных равнин и саванн.

Одно из самых необыкновенных растений этих мест — папирус. Эта рослая осока образует целый лес из жестких стеблей высотой до пяти метров. Только на верхушке трехгранных стеблей есть пучок длинных узких листьев. Растет папирус так густо и стебли его настолько крепкие, что в его зарослях человеку приходится прорубать себе дорогу. Кроме нескольких видов папоротников и стелющихся растений из семейства ипомея, между папирусами никакие другие растения расти уже не способны. В Древнем Египте из него делали бумагу. В наши дни производство такой бумаги себя не оправдывает, а поскольку животные папирус не едят, то заросли этого тростника остаются нетронутыми.

На открытой воде между болотами встречается множество небольших светло-зеленых растений. Это пистия, или нильская капуста, корни которой получают питательные вещества из воды. Она съедобна, но острая на вкус, поэтому животные ее не едят. Папирус и пистия — основная растительность на болотах и свободной воде. Иногда на болотах встречаются и рогоз южный, и меч-трава ямайская, и камыш мавританский, но они лучше себя чувствуют в более сухой местности.

Вода болот почти мертвая: ее кислород поглощается верхним слоем плавающих растений. На дне из остатков отмерших растений образуется слой торфа. Поскольку доступ кислорода в нижние слои болотных отложений затруднен, дернина не разлагается, пока болото не высохнет и не подвергнется действию воздуха. Мертвый слой воды и торфа под плавающими коврами делает невозможным существование большинства живых организмов и растений в такой среде.

Животный мир болот довольно разнообразен. Здесь живет нильский личи — чудная антилопа с расширенными копытами, которые позволяют ей удерживаться на поверхности болота. Нижняя часть ее копыта голая, в беге она прижимается к скользкой поверхности, как покрышка автомобиля. Эти антилопы любят пастись большими стадами на болотистых пастбищах, где им не страшны львы и гепарды. Завидя врагов, они по шею погружаются в воду. Вместе с этой антилопой на болотах живет и коб. Здесь же обитает ситатунга, у которой копыта, так же как у суданского козла, приспособлены к бегу по болоту.

Болота, реки и озера этой части континента когда-то изобиловали бегемотами. Еще и сегодня в некоторых местах их достаточно. Это третьи по величине африканские млекопитающие, приспособленные к жизни у воды. Они прекрасно плавают и ходят по дну под водой. Благодаря своей огромной массе и большой силе бегемоты помогают сохранять свободными проходы между плавающими растительными коврами, протаптывая в камышах и папирусах у воды тропинки, которыми могут пользоваться не только другие животные, но даже люди. Обильный помет этих животных — прекрасное удобрение, он способствует развитию бесчисленных водорослей, а они в свою очередь служат пищей для рыб тиляпий.

Читать дальше: Бассейн верхнего Нила