Медоуказчики, медоуказчиковые. Семейство: Indicatoridae = Медоуказчики, медоуказчиковые. Дятлы, дятлообразные:Отряд: Picariae, Piciformes = Дятлы, дятлообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Семейство: Indicatoridae = Медоуказчики, медоуказчиковые

Род: Indicator = Медоуказчики

Читать : Семейство медоуказчики

И хотя представители семейства Медоуказчики относятся к отряду Дятлы, но по внешнему виду они имеют очень мало общего с настоящими дятлами. Медоуказчики - это небольшие, скромно окрашенные птички, с длиной от 10 до 20 см. У них прямо срезанный недлинный хвост. Основной фон их окраски - серые или буроватые тона.

Семейство Медоуказчики небольшое, оно включает в себя 14 видов птиц, объединяющихся в 4 рода. Ареал 9 видов лежит в Африке, остальные виды распространены в Азии — в Гималаях, а также на островах Индонезии. Большинство видов медоуказчиков придерживается лесистой местности, но некоторые живут и в саваннах.

Для всех медоуказчиков характерны три замечательные особенности. Во-первых, медоуказчики не строят собственного гнезда и соответственно не насиживают яиц. Они, подобно обыкновенной кукушке, подкладывают свои яйца в гнезда с яйцами других птиц. Это явление известно как гнездовой паразитизм. К настоящему времени гнездовой паразитизм достоверно установлен у 5 видов медоуказчиков, живущих в Африке, поэтому есть все основания считать, что и остальные виды медоуказчиков, биология которых еще полностью не изучена, также являются гнездовыми паразитам.

Каждый вид медоуказчиков имеет своих «хозяев», служащих их птенцам приемными родителями. Так, большой, или черногорлый, медоуказчик подкладывает яйца главным образом своим ближайшим родственникам дуплогнездникам — бородаткам и дятлам. Другие виды медоуказчиков в качестве хозяев используют открытые гнезда белоглазок, камышевок (или славок), мухоловок и некоторых других воробьиных птиц.

Во-вторых, интересен факт наличия у новорожденных птенцов многих видов африканских медоуказчиков на кончике клюва острого крючка. Такой птенец, едва покинув скорлупу своего яйца, как начинает инстинктивно щипать своим острым клювом птенцов - законных обитателей гнезда, нанося им тяжелые раны. Спустя несколько дней он уже остается в гнезде один, а острый крючок, выполнивший свое назначение, благодаря неравномерному росту разных участков клюва исчезает. Поэтому самки этих видов медоуказчиков подкладывают в гнездо только по одному яйцу; в противном случае вылупившиеся подкидыши принялись бы убивать друг друга.

Фото медоуказчика

Таким образом, приемные родители выкармливают лишь птенца медоуказчика. Птенцы некоторых других видов медоуказчиков выбрасывают своих сводных братьев из гнезда, так же как это делает, например, птенец обыкновенной кукушки. Вторая замечательная, только медоуказчикам свойственная особенность, за которую вся группа получила свое название, состоит в следующем. Заметив идущего по лесу человека, птица близко к нему подлетает, громким криком и своеобразными движениями привлекает к себе его внимание и в буквальном смысле слова ведет его за собой. Местные жители, зная, в чем дело, охотно идут за птицей и в конце пути оказываются около пчелиного гнезда. Остается только выбрать из него мед. Птичка же разыскивает в разоренном гнезде поживу и для себя. Медоуказчики водят таким образом к пчелам не только человека, но чаще диких лесных животных, преимущественно медоеда. Этот крупный зверь, имеющий большие когти и сильные лапы, свободно разгребает находящееся в земле гнездо, делая его доступным и медоуказчику. Долгое время думали, что медоуказчики питаются личинками пчел и ради них ведут к пчелиным гнездам медоеда, а при случае и человека. Оказалось, однако, что медоуказчика интересует совсем другое. Его интересуют не личинки и тем более не мед.

Третья особенность медоуказчиков – они с удовольствием едят воск. Воск для большинства видов животных не может служить пищей, так как желудочные соки его не переваривают. К перевариванию воска приспособились только очень немногие насекомые, а среди позвоночных таких животных нет. А вот медоуказчики это могут, но не сами, а при помощи особой специализированной бактериальной флоры, обитающей в их кишечном тракте. Ученым удалось открыть и описать ряд новых видов, которые известны только из кишечника медоуказчиков. Именно эти бактерии разрушают воск, переводя его в перевариваемое для этих птиц состояние. Подобным образом и инфузории в желудке коровы помогают ей усваивать малопитательную и трудноперевариваемую клетчатку. Интересно и то, что воск найден в желудке и тех медоуказчиков, которые не водят других животных к пчелиным гнездам.