Лесная соня. Вид: Dryomys nitedula Pallas, 1779 = Лесная соня. Лесные сони. Род : Dryomys Thomas, 1906 = Лесные сони. Соневые, сони. Семейство: Gliridae = Соневые, сони.

Вид: Dryomys nitedula = Лесная соня

Вид: Dryomys nitedula Pallas, 1779 = Лесная соня

Биотопы.

Главным требованием лесной сони к местообитанию является наличие кустарникового яруса и густого подроста. Условия обитания на протяжении всего ареала весьма различны. Это могут быть самые разнообразные участки лиственного леса, опушки, просеки, заросли кустарников на равнинах и невысоко в горах. Обычна она в орехоплодных, буковых, дубовых лесах Кавказа, ее можно встретить в арчевниках Закавказья и Копетдага, в тугайных лесах в поймах азиатских рек среди тальника, лоха, облепихи (Айрапетьянц, 1983). В высокогорьях Тянь-Шаня и Памира ее добывали в скальном поясе, где кроме кустов эфедры и редких кустарников не было никакой растительности (Слудский, 1977). В горах Кавказа и Средней Азии особенно много зверьков в фруктовых насаждениях и ореховых рощах (Спангенберг, 1925; Соколова, 1928; Соснина, 1955; Мейер, Схолль, 1956; Токтосунов, 1958; Катаевский, 1975; Айрапетьянц, 1983). В европейской части ареала местообитания сони менее разнообразны. В Карпатах сони обычны в буковых лесах (Довгенич, 1982). В Молдавии они встречаются во всех типах лесах, а также в лесополосах и старых садах (Успенский, Лозан, 1961; Лозан, 1970; Айрапетьянц, 1983), в Беловежской Пуще зверьки отдают предпочтение спелым елово-дубовым лесам с грабовым подростом (Голодушко, 1959; Голодушко, Падутов, 1961). В лесах Волжско-Донского водораздела они населяют сырые участки широколиственного леса, изобилующие дуплистыми деревьями, папоротником и массой сухой прошлогодней листвы (Огнев, Воробьев, 1924; Формозов, 1926, 1928; Попов, 1960). Привлекательность стации определяется в первую очередь кормностью угодий, а не наличием естественных укрытий.

Экология.

Лесная соня даже в районах с оптимальными условиями обитания никогда не бывает особенно многочисленна. Наибольшей плотности ее население достигает в центральной лесной Молдавии, Закавказье, в горах Средней Азии, относительно многочисленна в Беловежской пуще и Воронежском заповеднике (Шнитников. 1936; Токтосунов, 1958; Голодушко, Падутов, 1961; Успенский, Лозан, 1961; Angermann, 1963; Слудский, 1977; Газарян, 1985; Токмергенов, 1991). Однако и в этих районах численность ее неодинакова в различных стациях. В Молдавии наибольшая плотность населения вида была обнаружена в лесополосах вблизи от совхозных земель с фруктарниками – 23–25 особей на 1 га, в дубовых посадках Лозовского лесничества – 8 экз. на 1 га, в высокоствольниках эти показатели колеблются от 1 до 3 экз. на 1 га (Лозан, 1970). Сонь трудно учитывать стандартными методиками (ловушко/сутки), так как они плохо идут в ловушки. Более реально отражает истинное положение с обилием зверьков проверка гнездоубежищ, развешенных через определенное расстояние на линиях маршрутов в различных биотопах. Сони их охотно заселяют, явно предпочитая гнездам собственной конструкции. Поскольку искусственные гнездовья развешены далеко не во всех районах обитания лесной сони, то данные о численности (или плотности населения), полученные разными исследователями разными методами, несравнимы. Более достоверными оказывается подсчет встреч зверьков на ночных маршрутах, учет гнезд и, как уже говорилось выше, заселенности скворечников, синичников и т.п. Лесной соне не свойственны резкие колебания численности. Ее репродукция характеризуется умеренными темпами, и годовой прирост популяции лишь немногим превышает ее сокращение в течение года. Летняя смертность у вида невелика. За продолжительный период наблюдений за сонями в разных частях ареала мы всего два раза обнаружили в скворечниках мертвых животных. Наибольшие потери популяция несет в период зимовки, у всех видов сонь за этот период гибнет до 60% сеголеток и большинство старых особей в возрасте 4 лет и старше (Слудский, 1977; наши наблюдения) Продолжительность жизни в природе у этого вида, вероятно не более 4 лет, хотя в условиях неволи животные живут дольше (одна из закавказских сонь прожила у нас немногим более 8 лет). Основу популяции во всех частях ареала составляют особи, пережившие 1 и 2 зимовки, на долю животных зимовавших 3 раза по данным разных авторов, приходится в среднем от 3,6 до 15,5 % (Голодушко, Падутов, 1961; Аngermann, 1963; Слудский, 1977), таким образом, полное обновление популяции происходит за 4 года.

Среди факторов, в какой-то мере влияющих на обилие зверьков, помимо условий зимовки следует назвать продолжительные ливни и в меньшей степени хищников. Проливные дожди представляют опасность для выводков, находящихся в гнездах, размещенных открыто – подвешенных к веткам, устроенных в развилках, в старых гнездах дроздов, врановых. Для большинства наземных и пернатых хищников лесная соня служит случайной добычей. Она может стать жертвой лесной и каменной куниц, лесных котов, различных сов, врановых и ряда других видов, однако какого-либо влияния на движение численности вида эти охотники не оказывают.

В некоторых биотопах у лесной сони могут возникать конкурентные отношения с другими обитателями, использующими в качестве убежищ дупла или скворечники (синичники, дуплянки и т.п.). В первую очередь это полчки, орешниковые сони, птицы-дуплогнездники, некоторые насекомые. Лесные сони охотно заселяют гнездовые домики для птиц. Но в отличие от полчка и орешниковой сони лесная уничтожает хозяев и их кладки. В тех биотопах, где плотность населения лесной сони велика, она может использовать дупла совместно с другими животными, в частности с летучими мышами. В заповеднике Кодры мы однажды обнаружили семью лесных сонь в скворечнике, в нижней части которого был муравейник.

Основу рациона лесной соне составляют семена и плоды широколиственных и плодовых деревьев, ягоды, молодые побеги, почки (Соколова, 1928; Калабухов, Раевский, 1930; Мейер, Схолль, 1955; Соснина, 1955; Алиева, 1965; Махмутов, 1966; Слудский, 1977; Лозан, 1960; Айрапетьянц, 1983). В питании этого вида, особенно в северных частях ареала большое место занимает и животный корм. В первую очередь это разнообразные насекомые и другие беспозвоночные, воробьиные птицы, их кладки и птенцы. Там, где выводки птиц оказываются доступными (искусственные гнездовья) зверьку, соня может нанести им серьезный ущерб, особенно при совпадении репродуктивных пиков (Спангенберг, 1925; Барабаш-Никифоров и др., 1948; Попов, 1960; Голодушко, Падутов, 1961; Успенский, Лозан, 1961; Angermann, 1963; Гаврилов, 1965а, б; Иванова, 1966; Лозан, 1970).

Поведение.

Лесные сони ведут одиночный образ жизни, не образуют семейных поселений или каких-либо других постоянных сообществ. Исключение составляют самки с детенышами или небольшие, чаще всего родственные группы молодняка, совместно кочующего по территории в период расселения. В литературе часто встречаются сообщения о неуживчивости взрослых особей и повышенной их агрессивности по отношению друг к другу, отмечается, что особенно часто агонистические отношения проявляются в период гона. Наши многолетние наблюдения и исследования поведения этого вида, как в природных условиях, так и в лаборатории, не подтверждают этого мнения. В птичьих домиках мы неоднократно встречали по несколько разнополых взрослых животных, в том числе были и самки с детенышами. В неволе в просторных вольерах мирно уживаются разнополые группы, концентрируясь обычно в одном убежище.

Связь между матерью и ее подросшим молодняком сохраняется долго, особенно тесная связь с дочерьми, даже после появления у них потомства обычно никаких недружелюбных контактов не возникает. Более того, старшая самка проявляет заботу по отношению к появившемуся выводку, несмотря на наличие своих детенышей. Мы ни разу не наблюдали проявления инфантицида, часто возникающего в такого рода группах у других видов. У самок лесной сони, начиная со второй половины беременности и до конца лактации в высшей степени выражена гнездостроительная деятельность. Она выражается в постоянном усовершенствовании и перестройке убежища. Наблюдая на Кавказе, за одними и теми же семьями, живущими в открытых гнездах, мы постоянно отмечали новые детали в конструкции жилища, появлявшиеся за прошедшую ночь. Межвидовые контакты осуществляются по большей части посредством запахового и звукового общения, а в семьях – тактильного. Голосовой репертуар особенно разнообразен в период гона и выращивания молодняка (Коротецкова, 1977), а ольфакторный – в начале размножения. В период гона и ухаживания все способы коммуникаций дублируют друг друга.

Для лесной сони в лабораторных условиях отмечены редкие случаи факультативной моногамии (3 случая), причем с выраженной отцовской заботой о потомстве. В одном случае (сони из Закавказья) пара постоянно, в течение 2,5 лет, совместно занимала в общей вольере один и тот же домик, там же появлялось и потомство. Не исключено, что редкие встречи в одном убежище взрослой пары и подсосного молодняка говорят о возможности факультативной моногамии и в природе.

Размножение.

Соотношение полов в популяции лесной сони практически 1:1, с незначительным перевесом в сторону самок. Такая же картина наблюдается и в выводках (Angermann, 1963). Сроки репродуктивного периода отличаются в разных географических районах и в значительной мере зависят от продолжительности гибернации. Этот вид достаточно пластичен в отношении размножения, потенциально полицикличен и при оптимальной экологической обстановке может приносить до 2 выводков в год. Однако на территории бывшего СССР эту способность могут реализовать только лесные сони Кавказского региона и в горных лесах Средней Азии, а также в условиях неволи (Куликова, 1940). На европейской части ареала лесная соня размножается 1 раз в году. Начало размножения приурочено к первым неделям после окончания спячки – к последней декаде апреля в Средней Азии и Приднепровье и к концу апреля – началу мая на Кавказе, в Молдавии, Беловежской Пуще, Воронежском заповеднике; на севере ареала эти сроки сдвигаются к концу мая (Бёме, 1925; Огнев, 1940; Алекперов, 1956; Токтосунов, 1958; Попов, 1960; Сокур, 1960; Голодушко, Падутов, 1961; Успенский, Лозан, 1961; Аngermann, 1963; Алиева, 1965; Иванова, 1973; Самарский, Самарский, 1979). В популяции Воронежского заповедника, по данным Р. Ангерманн (1963) участвует в размножении до 90% самок, но судя по сведениям из других регионов, процент может изменяться в сторону уменьшения (Янушевич, 1968). Первыми начинают размножаться более старые самки, а зверьки, перенесшие только одну зимовку – на 2–3 недели позже (Айрапетьянц, 1983). Беременность продолжается 27–28 дней, на свет появляется от 2 до 9 детенышей чаще всего их 4–5. Как и у полчка, наибольшие выводки зарегистрированы для Кавказа. Молодняк прозревает на 14–16 день, в этом возрасте у них уже имеются нижние резцы и начинают прорезываться верхние, черная полоса на мордочке хорошо заметна. Самостоятельно питаться начинают на 20 день, лактация продолжается до месяца, в возрасте 40–45 дней молодняк покидает родительское гнездо. Половозрелыми лесные сони становятся на втором году жизни (Лозан, 1960; Слудский, 1977; Айрапетьянц 1983).