Аплодонтия, горный бобр. Aplodontia rufa Rafinesque = Аплодонтия, горный бобр

Семейство: Aplodontidae = Аплодонтовые

Род: Aplodontia Richardson, 1829 = Аплодонтии

Наиболее примитивные Фотосреди грызунов и наиболее древние из известных групп современных грызунов. Размеры мелкие. Длина тела 30— 46 см. Длина хвоста 1—3,5 см. Масса 900—1800 г. Сложение тяжелое. С виду это неуклюжие животные, с крупной головой, короткими стопоходящими ногами. Ушные раковины небольшие, округлые на вершинах, едва выступающие над уровнем меха. Глаза маленькие. Передние и задние конечности пятипалые, но на передних конечностях I палец очень короткий. На задних конечностях I и V пальцы короче средних. Пальцы с сильными когтями, на передних конечностях особенно крупными. Волосяной покров плотный, мягкий и относительно короткий. Окраска еФотого на спинной стороне одноцветно-серая, серовато-или красновато-бурая, на брюшной слегка светлее. С возрастом животные сереют. Линька в течение года одна; начинается в июле или августе и продолжается 2—3 месяца. Сосков 3 пары. Имеется анальная железа, продуцирующая секрет с характерным мускусным запахом.

Череп сильно уплощен и резко расширен в задней части (рис. 11). Скуловые дуги широко расставлены. Нижняя челюсть очень большая и мощная. Угловой отросток нижней челюсти необычайно сильно завернут внутрь. Венечный отросток высокий и загнут назад. Костное небо широкое, продолжается позади последних щечных зубов. Посторбитальных отростков нет. Зубная формула = 22.

Щечные зубы с постоянным ростом. Большая и малая берцовые кости не срастаются. Os penis имеется.

Характерно очень сильное развитие слюнных желез. Кардинальная часть желудка вытянута в рогоподобный по форме отросток. Семенники находятся в брюшной полости, а в период размножения образуется полумошонка.

Распространены в западной части Северной Америки, в Каскадных горах и горах Сьерра-Невада, включая крайний юго-запад провинции Британская Колумбия в Канаде, запад штатов Вашингтон и Орегон и крайний северо-запад штата Калифорния; кроме того, имеется три изолированных участка: один в виде узкой полосы проходит с севера на юг в северо-восточной части штата Калифорния, захватывая небольшую территорию на западе штата Невада; два других располагаются в центральных районах штата Калифорния на его Тихоокеанском побережье.

Населяют лесные районы и территории, покрытые густой растительностью. Предпочитают хорошо оводненные места, районы, где бывают частые и сильные дожди.

Обычно селятся вдоль водоемов, где почва насыщена влагой. Встречаются почти от уровня моря до 2200 м над ним. Ведут преимуществен-. но подземный образ жизни. Выкапывают сложную систему нор, близко расположенных к поверхности земли, в диаметре 10—25 см. Норы имеют гнездовую камеру и многочисленные входы. Гнездовая камера располагается примерно на глубине 1,5 м от поверхности земли. В качестве подстилки используются ветви деревьев и мягкие сухие растения. Отнорки гнездовой камеры служат уборными. Рядом находится кормовая камера. Обычно не уходят от гнездовой камеры далее 50—120 м. Подземные туннели часто чистят, а если они заполняются водой после дождя, то аплодонтии по ним плавают. Зимой делают туннели в снегу, иногда передвигаются и по поверхности снега. В спячку не впадают.

Питаются надземными и подземными частями различных растений, предпочитая сочные стебли. Обычно кормятся на земле, но иногда, чтобы погрызть ветви, могут залезать и на деревья до б м высотой. Характерно запасание пищи в норах. Ведут преимущественно ночной образ жизни, но иногда активны и в дневное время.

Период спаривания приходится на конец зимы или раннюю весну и продолжается примерно 6 недель. За год самка дает 1 помет. Длительность беременности 28—30 дней. С февраля по апрель самка приносит 2—6 детенышей (обычно 2 или 3). Рожает в гнездовой камере, выстланной сухой травой. Новорожденные слепые. Глаза открываются примерно в 10-дневном возрасте. Лактация длится около 2 месяцев. К концу июня полувзрослые детеныши покидают гнездо. Половозрелости самки достигают в 2 года. Местами животные могут вредить сельскохозяйственным культурам.

В семействе 1 род аплодонтов — Aplodontia Richardson, 1829, и 1 вид.

Род аплодонтов Genus Aplodontia Richardson, 1829См. описание семейства.

В роде один вид: аплодонтиа — A. rufa Rafinesque, 1817 (ареал совпадает с ареалом семейства).