Вискачи равнинный: поведение Равнинный вискачи. Chinchillidae Thomas, 1896 = Шиншилловые, ШИНШИЛА, ВИСКАЧИ

Вискачи равнинный: поведение

Равнинная вискаша (Lagostomus maximus) Фото

Читать: Вискачи равнинный

У некоторых представителей семейства шиншилловых, в частности, у равнинной вискаши, Lagostomus maximus, описаны сложные семейные группировки. Равнинная вискаша — крупный грызун (взрослые самцы весят до 9 кг, а взрослые самки — 2.54.5 кг), распространенный в Парагвае и Аргентине и активный в темное время суток. Пик размножения этого вида приходится на середину апреля - первую половину июня. Беременность длится 154 дня. Каждая самка раз в год приносит одного или двух детенышей, которые после рождения несколько недель не выходят из норы. Молодые самки достигают половой зрелости в возрасте около 1 года, самцы — в возрасте 12-18 месяцев.

В состав сложных семейных групп равнинной вискаши входят от 1 до 3 взрослых самцов, несколько взрослых самок и молодняк. Каждая группа занимает обособленную систему нор, в которой насчитывается до 100 выходов. Территория, занимаемая семейной группой, используется ее потомками в течение многих лет.

Данные о системе использования пространства и социальном поведении равнинной вискаши получены в результате исследований, проведенных в 1985-1987 гг. в Аргентине в одном из поселений площадью около 13 га, на котором располагались участки трех семейных группировок. Наблюдения проводили на стационарных пунктах с помощью бинокля в свете луны или фонаря. Нескольких особей (10 самцов и 2 самки) дополнительно снабдили ошейниками с радиопередатчиками.

Исследования показали, что в поселениях равнинной вискаши очень высок уровень смертности, и средний срок пребывания особей на площадке наблюдений составлял 4.7 месяца для самцов (и=28) и 9 месяцев для самок (и=33). Ни один из самцов не оставался на площадке более одного сезона размножения. Причины исчезновения самцов могут быть связаны либо с миграцией, либо с гибелью от хищников или ран, полученных в агрессивных схватках с сородичами. С помощью радиотелеметрии удалось установить, что по вине хищников гибнет значительная часть особей, тогда как число мигрировавших самцов очень невелико: в радиусе 1 км от площадки наблюдений не обнаружена ни одна меченая особь.

Большинство молодых самок остается на материнских участках, а расселение молодых самцов задерживается на два года. В связи с этим среди особей-резидентов обнаруживается очень высокая степень родства.

Основу семейных групп равнинной вискаши составляют взрослые самки, которые занимают постоянные норы независимо от присутствия взрослых самцов. Состав последних часто меняется в связи с гибелью от хищников, и в этом заключается еще одна особенность семейно-группового образа жизни этого вида.

Система спаривания близка к полигинии. Самцы конкурируют за размножающихся самок, и наиболее успешные монополизируют их участки обитания. Благодаря компактному расположению семейно-групповых участков, самцы получают возможность спариваться с самками из соседних семейных групп. Конкуренция самцов за самок отмечается в течение шести месяцев до начала сезона размножения и продолжается в сезон спариваний, поскольку состав взрослых особей этого пола постоянно обновляется. У самок после успешного спаривания образуется вагинальная пробка, препятствующая осеменению другими самцами. Следовательно, наиболее конкурентоспособный самец успешнее передает свои качества потомству.

Размер семейных групп у равнинной вискаши относительно мал — в среднем 2.7±2.4 особи (максимально — до 17). Значительная часть особей отнесена к категории одиночек, в том числе среди взрослых самцов — 35.4%, среди полувзрослых самцов — 24.6%, среди взрослых самок — 12.2%, среди детенышей — 8.6%. Одиночные самцы чаще встречались летом (с декабря по февраль) и осенью (с марта по май).

Большинство социальных взаимодействий зарегистрировано вблизи основных убежищ (нор), чаще посещаемых взрослыми самками и молодыми особями. Взрослые самцы предпочитали использовать временные норы на периферии семейно-группового участка. Такое предпочтение объясняется тем, что самцы используют временные норы в качестве убежищ при территориальных конфликтах с особями-соседями и мигрирующими самцами.

Наблюдения за семейными группами, в состав которых входили два или три взрослых самца, показали, что особи этого пола предпочитают держаться вместе и живут в одной общей норе. Отношения между ними не обостряются даже в сезон размножения. Индивидуальная дистанция между взрослыми самцами в среднем составляла 0.5-1.8 м (вариации связаны с различным составом семейных групп и сезоном года). Столь малая величина этого показателя свидетельствует, что самцы не препятствуют друг другу в доступе к самкам во время спариваний.

Взаимодействия между оседлыми особями и мигрантами были исключительно агрессивными. Чаще всего отмечали преследование (86% от общего числа агрессивных контактов, и=72), реже — схватки. В стычках с мигрантами принимали участие и самцы, и самки. Агрессивные контакты внутри семейных групп были очень редкими, хотя индивидуальная дистанция во время кормежки порой не превышала нескольких сантиметров. Все агонистические взаимодействия ограничивались короткими выпадами в сторону партнера.

Среди миролюбивых взаимодействий в семейных группах отмечены назо-назальные контакты, социальные чистки и аллогруминг (взаимные чистки), а также своеобразная форма "приветствия" в виде потира-ния подбородком о подбородок партнера (и=28). Все социальные чистки зарегистрированы вблизи основных нор. Взрослые самцы принимали участие во взаимных чистках реже (в 23% случаев), чем взрослые самки (77%) или детеныши (58%). Инициаторами "приветствия" чаще выступали молодые особи. Потирание подбородком можно рассматривать как своеобразную форму обмена запаховым секретом между членами семейной группы.

Асимметрия взаимодействий между взрослыми самками, а также между молодыми особями была низкой. Демонстрация доминирования взрослых самцов по отношению к самкам и молодым особям не отмечена. Иерархия доминирования среди взрослых самцов также не проявлялась, если не учитывать случаи, когда отдельные самцы предпочитали избегать контактов с другими особями своего пола. Можно полагать, что иерархия доминирования в семейных группах равнинной вискаши отсутствует либо проявляется в самой мягкой форме.

Высказано предположение (Branch, 1993) о значительном сходстве социальной организации семейных групп равнинной вискаши и чернохвостой Луговой собачки (Cynomys ludovicianus). В пользу этого предположения свидетельствуют: сходный состав семейных групп, куда могут входить несколько взрослых самцов и самок с потомством; пространственная обособленность семейных групп; постнатальная филопатрия самок и обязательное расселение молодых самцов; наличие сложных форм социального поведения, выполняющего связующую функцию (аллогруминг); отсутствие агрессивных взаимодействий между членами семейной группы, в том числе между самцами даже в период спариваний. Однако, в отличие от чернохвостой луговой собачки, у равнинной вискаши слабее выражено территориальное поведение, и члены семейных групп не охраняют границ занимаемых участков обитания, хотя активно преследуют мигрирующих особей, если обнаруживают их на своей территории. Охрана границ семейно-группового участка затруднена в связи с ночным образом жизни равнинной вискаши, поскольку в темное время суток члены семейной группы не могут своевременно обнаружить приближающегося "чужака". В связи с этим запаховые метки взрослых особей располагаются вблизи основных нор, а не на периферии семейно-группового участка. Наличие нескольких самцов в составе семейных групп также облегчает защиту территории от мигрирующих особей.