Паутинный клещик. Красный паутинный клещик на кактусе. Паутинный клещик на кактусе. Растение кактус. Колючки, иглы

Паутинный клещик

Opuntia

Паутинный клещик на кактусе

Одним из основных вредителей, который поражает кактусы, суккуленты, цитрусовые и некоторые другие растения является паутинный клещ. Любителям - кактусоводам довольно часто приходится сталкиваться с красным паутинным клещом, как и с корневым червецом. Паутинный клещ, несмотря на свои очень мелкие размеры, крайне опасен для растений, так как его обычно обнаруживают уже только тогда, когда он сильно размножился и достаточно распространился по коллекции растений. Паутинный клещ чаще всего обнаруживается когда одно или несколько кактусов покрыты небольшими пятнышками, напоминающие последствия солнечного ожога. Но начав внимательно рассматривать поврежденные растения, на эпидермисе кактуса можно легко заметить маленькие красные точки – именно это и есть красный паутинный клещ.

Взрослые особи красного паутинного клеща очень малы, они имеют тело длиной всего 0,2-0,4 мм, и рассмотреть их можно только под увеличением, например под хорошей лупой. Самые крупные особи клещей, это взрослые самки, которые нередко достигают приблизительно одного миллиметра длины. Окраска внешних покровов клещей может иметь различную окраску, характерных оттенков зеленого, желтого и красного цвета. Ноги у клещей тонкие, а их лапки снабжены сложным коготковым аппаратом, с помощью которого клещи закрепляются и постоянно удерживаются на поверхности растения.

Во время питания клещи наносят растению многочисленные ранки, прокалывая их покровные ткани своим крошечным хоботком, через которые они высасывают содержимое клеток. Поэтому пораженные участки поверхности кактуса имеют вид желто-бурых пятен, образующие корочки. Клещи поражают преимущественно молодые, наиболее нежные участки, где эпидермис тоньше.

Плоды кактуса

Развитие клещей идет быстро. Жизненный цикл одного поколения клещей занимает всего приблизительно 12-23 дней, и зависит в основном от температуры воздуха и его влажности. Наиболее оптимальные условия для развития клещей всех фаз – температура около 27 градусов и максимально низкая относительная влажность воздуха. Продолжительность жизни взрослых самок составляет всего 2-4 недели, но за это время они способны отложить до нескольких сотен яиц. Созревание яйца после откладки самкой завершается приблизительно три дня. При этом яйца обладают уникальной выживаемостью. Установлено, что они могут сохраняться живыми до 5 лет, находясь на поверхности растений, в почве, на горшках, а также в щелях оконных рам и подоконника и других укромных местах.

Быстрому и массовому развитию и размножению паутинного клеща способствует наличие стабильного тепла и сухости. Несмотря на мелкие размеры и хрупкий вид, паутинные клещи способны быстро и довольно далеко распространиться вокруг от зараженного растения и таким образом быстро поразить всю коллекцию кактусов. Именно поэтому, при первом же только обнаружении в коллекции зараженного паутинным клещом, хоть одного растения, нужно немедленно изолировать его и заняться его лечением. Затем нужно внимательно осмотреть все растения, особенно тщательно осматривая растения, которые располагались поблизости от зараженного растения. При этом, все обнаруженые зараженные клещами растения, также необходимо изолировать от основной массы здоровых растений.

Для лечения растений от клещей применяют специальные акарицидные препараты. В настоящее время из них наиболее распространенными являются актеллик, неорон, рогор. Особо ценен препарат неорон, так как он уничтожает не только живых клещей, но и их яйца, т.е. обладает овицидным действием. Против клещей хорошо себя зарекомендовали карбофос и малоядовитый для людей препарат фитоверм. Для внесения непосредственно в почву используется сильнодействующий гранулированный препарат алдикарб (или темик).

Один из вышеуказанных препаратов, непосредственно перед использованием, разводят водой и с помощью распылителя тщательно опрыскивают пораженное растение со всех сторон, после чего обработанное растение желательно поместить в целлофановый пакет и тщательно завернуть. В таком виде растение нужно оставить в пакете на 2-3 суток, во избежание перегрева, обязательно убрав его с прямых солнечных лучей в затененное и прохладное место. В профилактических целях также необходимо опрыскать и все остальные растения коллекции.

Недели через две следует повторить обработку растений. Всего рекомендуется провести три обработки, с интервалом в 2 недели. В случае необходимости, для более эффективного действия, дозу препарата можно увеличить в 1,5 – 2 раза, по сравнению с инструкцией. И так как клещи способны довольно быстро привыкать к отдельным акрицидам, то рекомендуется чередовать используемые препараты, чтобы у клещей не появилось устойчивого к различным препаратам потомства.

В профилактических целях рекомендуется периодически опрыскивать растения водой целиком, т.к паутинный клещ не любит влагу. Кроме того, дважды в год, в конце весны и в начале осени, проводить профилактическую обработку всей коллекции одним из акарицидов, при этом опрыскивание следует провести два раза с интервалом в две недели. .

Читать дальше: Кактусы: содержание и разведение