(Уссурийская) енотовидная собака, енотовидная уссурийская лиса, уссурийский енот. Nyctereutes procyonoides Gray = (Уссурийская) енотовидная собака, енотовидная уссурийская лиса, уссурийский енот

Енотовидная собака

Вид: Nyctereutes procyonoides Gray = (Уссурийская) енотовидная собака, енотовидная уссурийская лиса, уссурийский енот

Читать очерки о тиграх: Дальневосточный переселенец; Собака енотовидная; Путешественник поневоле

Собака енотовидная (Nyctereutes procyonoides)

Категория редкости - 6. Вид формирующий ареал в области.

Внешний вид. Размеры средние - с небольшую собаку. Туловище длинное. Ноги короткие. Длина тела до 80 см, длина хвоста до 25 см. Мех длинный густой с грубой остью. На щеках большие пепельно-серые "баки". Зимний мех буровато-серый, землисто-серый с черным налетом. По хребту идет темная полоса. Брюхо - желтовато-бурое. Грудь и конечности буро-черные. Вес зимой -до 10 кг.

Ареал вида и места обнаружения в области. Область распространения вида охватывает лесные и горнолесные ландшафты Восточной Азии от Приамурья до северного Индокитая, включая Японские острова. Ареал вида в области находится в стадии формирования. До 50-х годов нашего столетия отмечались единичные заходы зверя из Маньчжурии (КНР) или по долине Аргуни из верховьев Амура ( Радде,1862; Черкасов, 1867; Липаев и др., 1957; Пешков, 1954; 1967; Некипелов, 1960). С середины 50 - х годов енотовидная собака стала более или менее регулярно встречаться в южных прилегающих к Аргуни районах области, позднее она проникла в бассейн Чикоя. В настоящее время ареал вида в области охватывает Красно-Чикойский, Кыринский, Борзинский, Быркинский, Нерчинско-Заводской и, вероятно, примыкающие к ним районы (Некипелов, 1960; Баранов, 1986; Баранов, Пузанский, 1987). По данным заготовительной службы, енотовидная собака обитает во всех районах области за исключением трех северных (Баранов, Пузанский, 1987). Северная граница ареала в области, приблизительно, совпадает с Транссибирской железнодорожной магистралью.

Данные о численности и тенденции ее изменения в области. Енотовидная собака - очень редкий зверь. Численность вида постоянно низкая. Общее число животных обитающих в области неизвестно. Относительно более высокая численность и, соответственно, чаще енотовидная собака становится трофеем охотников в южных пограничных районах.

Данные по биологии вида в области. Биология популяции енотовидной собаки в области не изучена. В северной части ареала (среднее и нижнее Приамурье и Приморье) населяет преимущественно смешанные кустарниковые леса, заболоченные долины рек и озер (Строганов, 1962). В качестве убежищ обычно использует старые норы барсуков, лисиц, расщелины скал но иногда роет норы и сама. Спаривание проходит в марте - апреле. Беременность около 60 дней. Молодые (до 18 щенков, обычно 7-8) рождаются в мае. В выкармливании щенят принимают участие оба родителя. Молодые растут быстро и к концу осени достигают размеров взрослых. К зиме все звери сильно жиреют и залегают в спячку. Енотовидная собака единственный представитель семейства собачих России впадающий в спячку. Зимний сон продолжается около 6 месяцев. В оттепели сон прерывается. Эврифаг. Основу пищевых рационов составляют животные корма - грызуны, амфибии, рыбы, птицы, падаль и отчасти растительные корма (Строганов, 1962; Юдин, 1977).

Основные факторы , влияющие на сокращение численности. Не изучены.

Рекомендации по сохранению. Специальные рекомендации по охране вида не разработаны.

Источники информации

1. Баранов П.В. Распространение, биотопическое размещение и численность хищных млекопитающих (Carnivora) Северного Хэнтэя // Охотничье - промысловые ресурсы Сибири. - Новосибирск, 1986. 2. Баранов П. В., Пузанский В.Н. Современное распространение малой белозубки (Crocidura suaveolens Pall.) и енотовидной собаки ( Nyctereutes procyonoides Grey) в Забайкалье // Фауна, таксономия и экология млекопитающих и птиц. - Новосибирск, 1987. 3. Гептнер В.Г., Наумов Н.П., Юргенсон П.Б., Слудский А.А., Чиркова А.Ф., Банников А.Г. // Млекопитающие Советского Союза. Т. 2, (часть 1). М. - 1967. 4. Липаев В.М., Дубовик И.М., Дубовик В.И. и Бусоедова Н.М. Грызуны поймы р. Аргуни // Изв. Иркутск. гос. н.- и. противочумн. инст. Сибири и ДВ т. XVI, 1957. 5. Некипелов Н.В. Распространение млекопитающих в юго-восточном Забайкалье и численность некоторых видов // Биологический сборник. Иркутск , 1969 6. Пешков Б.И. Распространение енотовидной собаки в Читинской области // Охрана и воспроизводство природных ресурсов . - 1967. - Вып. 1. 7. Пешков Б.И. Данные о численности хищников в Юго-Восточном Забайкалье // Известия Иркутского гос. н.- и. противочумного инст. Сибири и ДВ, т. XII , 1954. 8. Радде Г.И. Путешествие в Юго-Восточную Сибирь 1855 - 1859. - Записки РГО, кн. 4, 1861. 9. Строганов С.У. Звери Сибири . Хищные. - М. - 1962. 10. Черкасов А. Записки охотника Восточной Сибири. - СПб. 1867. 11. Юдин Б.С. Енотовидная собака Приморья и Приамурья. - М. - 1977.

Сайт Животные Восточной Сибири