Болотный крокодил, или Магер Crocodylus palustris. Крокодилы, алигаторы, гавиалы. Рептилии, пресмыкающиеся, характеристика класса, ящерицы, змеи, ужи, крокодилы, черепахи, анаконда, гекконы, агамы: биология, экология, размножение, поведение, питание, враг

Вид: Crocodylus palustris = Болотный крокодил, магер

Вид: Crocodylus palustris Lesson, 1831 = Болотный крокодил, магер

Mugger Crocodile Болотный крокодил, Mugger crocodiles: Crocodylus palustris. Латинское название «palustris» переводится как «болотный».

Другие названия: Восточный, или индийский крокодил, магер. Его индийское название "маггер", переводится как "водяное чудовище".

Ареал:встречается на полуострове Индостан: Индия, Бангладеш, Иран, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, области Индокитая. На Цейлоне живет особый подвид, который называется кимбула. Материковый подвид избегает солоноватых вод, тогда как кимбула нередко встречается в лагунах с соленой водой. В отличие от материкового болотного крокодила кимбула нередко нападает на человека.. Охотники и путешественники в Индии в течение конца 1800-х и началап 1900-х годов сообщали, что крокодил был повсеместно в пределах ареала обычным животным.

Описание:Общее количество зубов 66-68. Среди всех настоящих крокодилов болотный отличается относительно короткой и самая широкая из всех видов крокодилов мордой, длина которой превосходит ее ширину в основании не более чем в полтора раза. Его широкая морда делает его похожим на аллигатора, но в отличие от последних индийский крокодил имеет такое строение зубов, при котором зубы нижней челюсти смыкаются с верхней челюстью, оставаясь снаружи.Фестончатость краев челюстей резко выражена.

Тело хорошо защищено жесткой, чешуйчатой кожей. Четыре зазатылочных щитка образуют квадрат, по бокам от которого на уровне промежутка между его поперечными рядами располагается пара боковых меньших щитков. 4—6 затылочных щитков расположены в один поперечный ряд. Увеличенное количество щитов в области горла, возможно, выполняет защитную функцию во время движения через мелкие болотистые области, так как это делает и Аллигатор мисиссипский. Общие черты в экологии этих видов, возможно, объясняют их морфологическое сходство.

Овальные спинные щитки в передней части туловища ориентированы неправильно. Щитки средней пары продольных спинных рядов расширены. Крокодилы - превосходные пловцы, использующие их плоский хвост, чтобы передвигаться. Их лапы перепончаты, но не используются для плавания.

Окрас:Молодые крокодилы окрашены в светло-бурый цвет, по всему телу и на хвосте у них черные перекрещивающиеся полосы. Взрослые особи серые, бурые или серо-коричневого цвета, полосы у них также прослеживаются.

Взрослые животные достигают в длину в среднем 1,8-2,4 м, максимум до 4-5 м. Крокодилы категоризированы в классы по размерам как указано ниже: 1.5m и больше - Взрослые животные; 1-1.5m - Полувзрослые; 50cm-1m – Юноши; меньше чем 50 см - только что вылупившиеся малыши.

Вес:Взрослые крокодилы являются большими животными, весящими как минимум 1000 фунтов (450 кг), что позволяет им без особого труда удерживать пойманного большого оленя или буйвола.

Продолжительность жизни:В природе индийские крокодилы доживают до 20-40 лет и более. По его внешнему виду можно всегда с уверенностью утверждать, что чем длиннее крокодил, тем он старше.

Голос: Новорожденные издают щебечущие звуки, для взрослых характерна активная вокальная коммуникация.

Среда обитания:Болотный крокодил – высоко адаптивный вид, который может выжить в широком ряду мест обитания. Пресноводные реки, озера и болота (предпочитает медленные и мелкие водные области). Приспособились к жизни в бассейнах, каналах и других искусственных водоемах (в Индии и Шри-Ланке). Именно потому, что они легко приспосабливаются к новым окружающим средам, они были найдены в резервуарах, ирригационных каналах, и других сделанных для человека пресноводных водоемах. Иногда встречаются в соленых лагунах. Могут мигрировать в поиске более подходящей среды обитания, проходя значительные расстояние по земле (до нескольких километров).

Враги:Убийство особей данного вида для добычи кожи было первопричиной резкого снижения их численности в Индии. Сбор яиц, добывание крокодилов для мяса и лекарства, и смерть от рыбачьих сетей также содействовали снижению их числа. Самыми уязвимыми крокодилы становятся в течение периода засухи, когда охотники могли легче отслеживать и убивать животных. Разрушение места обитания и его изменение было другой первопричиной потери разновидностей. Много проектов строительства дамбы, которые происходили в течение 1900-х к 1950-ым, уничтожило места обитания. Заготовка лесоматериала также уничтожили места обитания в течение этого же времени, повредив лесные водоемы и реки.

Пища:В рацион индийского крокодила входит самая разнообразная добыча, вид которой зависит от возраста и местообитания крокодила. Новорожденные и молодые животные питаются насекомыми и ракообразными, реже - мелкой рыбой. Подросшая молодежь и средние по размеру крокодилы предпочитают рыбу, земноводных (всевозможных лягушек), ракообразных, ящериц, птиц, мелких млекопитающих. Взрослые особи поедают крупную рыбу, рептилий (змей и черепах), белок, обезьян, а при случае нападают на оленей и быков.

Недоеденную жертву крокодил нередко закапывает на дне, возвращаясь к ней впоследствии.

Фактически, большинство позвоночных животных, которые приближаются к воде чтобы попить, являются потенциальной добычей, и, возможно, могут быть схвачены и затащены в воду, где топятся и пожираются на досуге. Нападения на людей известны, и дети, играющие в воде, особенно уязвимы.

Для своего обитания они предпочитают занимать отмели, не удаляясь от берега далее глубины 5 м, избегают быстрого течения.

Во избежания перегрева во время сезона засухи, они закапываются во влажную жижу, образовавшуюся на дне пересыхающих озер или болот в джунглях, оставаясь малоактивными до начала периода дождей. В это время они могут мигрировать на расстояние нескольких километров в поисках подходящего местообитания.

Пищевое Схваченную на берегу водоема добычу крокодил немедленноя тянет под воду на дно. Спустя некоторое время крокодил начнет есть добыбытое животное. Имеются наблюдения, что сейчас много больших крокодилов охотиться и кормить вместе в группах. Так что нет ничего необыкновенного в том, если увидите группу сотрудничающих крокодилов, пытающихся добыть большое животное, а затем совместно расчленяющих его.

Небольшие животные чаще всего добываются во время их переплывания водоема, а птиц крокодилы схватить при их низком полете над водой. На суше крокодилы практически не охотятся, за исключением молодых животных.

В период размножения самцы ухаживают за самками и охраняют занятую территорию, курсируя вдоль ее периметра, выставляя голову и хвост из воды и совершая громкие щелчки челюстями. Самец потряхивает хвостом и поднимает голову, давая понять, что он хозяин этой территории, эти же поведенческие признаки он демонстрирует при приближении самки. Таким образом это поведение служит одновременно предупреждением для самцов о занятости территории и привлекает самок.

Когда самка находит территориального самца, она касается его, чтобы сообщить своему избраннику, что готова к продолжению рода. Она трется о его морду и кружит вокруг него. Самец тогда начинает следовать за ней, выдувая под самкой массу пузырьков, чтобы увериться в ее готовности. Затем он взбирается на нее и они начинают совокупление на поверхности, которое заканчивается погружением под воду на 10-15 минут.

Социальная структура: Крокодилы - чрезвычайно социальные животные. Это социальное поведение включает коммуникацию, стадное поведение, взаимодействия особей и территориальные действия. В отношениях между взрослыми, а также между взрослыми и молодыми крокодилами наблюдаются регулярные коммуникационные связи, проявляющиеся, в частности, в многочисленных вокальных общениях. Они также могут общаться с другими видами крокодилов, особенно с гавиалами. Наибольшая социальная активность проявляется во время сезона размножения. Самцы постоянно общаются между собой, устанавливая и поддерживая иерархические отношения, одновременно охраняют свой участок. Позы тела, как например помахивание хвостои и подъем морды, демонстрируются в то время, когда самцы пробуют установить границы своей территории и приобрести влияние на самок в период ухаживания и спаривания.

Размножение: В природе установлено, что примерно на 1 взрослого самца приходится одна взрослая самка.Самки в период размножения не стремятся держаться группой, как это обычно делают самки других видов.

После окончания брачных игр, самка на участке самца подбирает на берегу место, соответствующее ее требованиям для строительства гнезда. Она строго защищает этот участок от других самок и самцов, которые подбираются к нему слишком близко. Гнезда-норы обычно устраивается в подходящем месте в склоне песчаного берега, где самка роет нору в земле во время сезона засухи. Часто она использует старую нору и для последующих кладок. Самка откладывает яйца в гнездо, в кладке обычно бывает 25-30 яиц (бывали случаи кладок 10-48 яиц). Когда все яйца отложены самка тщательно прячет их, сначала закапывая, а затем камуфлируя гнездо. В условиях невольного содержания индийские крокодилы делают две кладки в году, но неизвестно, может ли так происходить в природе.

В течение следующих двух месяцев самка будет нести охрану над гнездом, готовая напасть на любых самозванцев вторгшихся на ее территорию.

Когда приближается время вылупления самка (или самец) начнет раскапывать гнездо, после того, как малыши начинают свое сверхзвуковое щебетание. После вскрытия гнезда оба родителя берут молодежь в свои рты. новорожденая молодежь останется в горловой сумке, расположенной под низшей челюстью, где она защищена от врагов челюстями своих родителей. Позже родители отнесут свою молодежь вниз к детским участкам выбранного ими водоема, где для них будет обеспечена охрана вплоть до двух лет одним или обеими родителями. Достаточно интересны отеческие инстинкты у самцов крокодила, которые оказывают больше внимания молодежи даже чем самки.

Температура окружающей среды (температура в гнезде) влияет на процентное соотношение мужских и женских особей. При температуре 32,5°C вылупляются самцы, при более высоких и низких температурах - самки.

Сезон/период размножения:с декабря по февраль. Половое созревание:Самки достигают половой зрелости раньше, чем самцы, при этом длина их тела также меньше. Так, женские особи достигают половой зрелости в возрасте около 6 лет (обычный размер в этом возрасте 1,7-2 м), в то время как мужские особи созревают к 10 годам (при длине тела около 2,6 м). Беременность:Период инкубации короткий для крокодилов и составляет 55-75 дней.

Потомство:Молодые крокодилы при рождении имеют длину 30 см, они держатся группами, за которой присматривают взрослые (самец или самка). Маленькие крокодилы имеют хорошую сладкую жизнь, так как об их безопасности в течение первых двух лет жизни заботятся родители (или один из них). Все это время эти крокодильчики растут в чрезвычайно общительной окружающей среде, и даже после того, как они оставляют своих родителей, молодежь будет группировать вместе и формировать их собственный маленький микроколлектив на территории взрослых. Там они вырастут в большие дружные группы индивидуумов, которые могут вместе одолеть большого буйвола, который прийдет на водопой.

Это продолжается в течение года, после чего молодые крокодилы покидают место, где они родились.

В Индии болотный крокодил является религиозным символом, а его органы используются в народной медицине. Распространена спортивная охота на крокодилов, а также добыча и поставка кожи для промышленности, как материала, который широко используется для изготовления ботинок, дамских сумочек и других кожаных изделий.

Как огромные хищники, крокодилы представляют определенную угрозу для человеческого существования. Нападения на людей фактически случаются, но обычно очень редко. И особенно это касается тех областей, которые бедны на корма для взрослых крокодилов, а люди ловящию рыбу находятся на территории, охраняемой самцом крокодила.

В прошлом болотные крокодилы были на грани вымирания, но и теперь эта угроза осталась. В результате неконтролируемой охоты 1950-1960 гг. и сокращения привычных местообитаний численность популяции сократилась. Много крокодилов гибнет в рыболовных сетях. С 1975 года и по настоящее время в Индии работает правительственная программа по охране этого вида в природе и разведении его в условиях неволи, и последующей интродукции. Созданы заповедные зоны. В других странах (Пакистан) практикуется разведение крокодилов в неволе.

Общая численность: от 5000 до 10000 особей. Вид внесен в Приложение I Конвенции CITES, а также в Красную книгу IUCN по категории VU A1a, C2a (VULNERABLE). Самые большие поселения обнаружены в Шри-Ланке (около 2000 особей), в Индии обитает 3000-5000 особей. Хотя популяции индийского крокодила распространены по всему историческому ареалу его обитания, они находятся в изоляции друг от друга и лишены возможности контактировать между собой.

Большой вред популяции индийского крокодила наносят возведение дамб, в результате чего сокращается кормовая база рептилии, помимо этого реализация проектов лишает крокодилов привычных местообитаний.