Неолитическая революция. Экологические кризисы, Экология, основные понятия, история экологии, окружающая среда, факторы

Неолитическая революция

Читать дальше: Экологические последствия неолитической революции. Опустынивание.
Читать: Хрупкая экосистема ЗЕМЛИ и человечество
*Неолитическая революция
*Агрессивный человек - Homo sapiens
*Проблемы глобального потепления
* Остров Ява: создан техногенный грязевой вулкан!

Неолитическая революция

За мезолитом в разные сроки на разных территориях наступил неолит – период изготовления шлифованных каменных орудий, изобретения сверления камня, появления топора (что способствовало сведению лесов), а позднее – изобретения формовки и отжига глины для изготовления посуды. Соответственно выделяют докерамический и керамический неолит.

Главным событием эпохи неолита была так называемая неолитическая революция – переход от собирательства и охоты к растениеводству, связанному с возникновением культурных растений, и животноводству, связанному с одомашниванием животных. Неолитическая революция ранее всего началась на Ближнем Востоке, где были введены в культуру первые виды злаков – пшеницы однозернянка и двузернянка, ячмени. Здесь же были одомашнены коза и, как показали наши исследования, предки овцы – азиатские муфлоны. Стал применяться сначала бессознательный, а затем и сознательный искусственный отбор. Итогом неолитической революции стало возникновение сельского хозяйства. С Ближнего Востока сельское хозяйство стало распространяться по странам Средиземноморья и югу Европы и продвигаться на восток. Возник сильнейший антропогенный пресс на пастбища и пашни.

Переход от охоты и собирательства к сельскому хозяйству коснулся в первую очередь районов с относительно умеренно-теплым климатом, где предшествующие поздненеолитический и мезолитический экологические кризисы привели к резкому сокращению охотничьих ресурсов. Охотничьи племена не исчезли, а стали осваивать более северные, освобождавшиеся после таяния ледников районы Европы и Северной Америки.

Переход к земледелию и животноводству означал резкое увеличение пищевых ресурсов и позволил возрасти численности человека в течение неолита по крайней мере на порядок, т.е. в итоге неолитической революции численность человека стала измеряться десятками миллионов особей. Так, по подсчетам американского археолога Ф.К. Хоуэлла, численность человека к концу неолитической революции – 6000 лет назад – составляла 86,5 млн особей.

Краткая сводка данных о древнейших находках культурных растений и домашних животных дана в табл. 1 («Биология», №40/2001). Позднее к этому набору видов добавились ослы (Африка и Аравия), лошади – потомки дикого тарпана (Северное Причерноморье), затем верблюды (Аравия – одногорбый, Средняя и Центральная Азия – двугорбый), яки (горные районы Центральной Азии), шелкопряд (Китай), куры и индокитайские свиньи (Юго-Восточная Азия), индюк и лама-гуанако (Америка), а в начале нашего тысячелетия и северный олень (Евразия).

Выше уже говорилось о том, что одомашнивание собаки в мезолите было элементом процесса синантропизации. Известный археозоолог Ф.Цойнер считает начальные этапы одомашнивания результатом перекрытия социальных интересов человека и животных, ставших домашними, своего рода симбиозом. Однако отношения человека с домашним северным оленем характеризуются как отношения социального паразита (человека) с хозяином. Подобно тому как африканские хищники «пасут» для себя стада копытных в саванне, так и тундровые оленеводы пасут стада домашних северных оленей.

Неуклонно рос и набор возделываемых видов культурных растений – в табл. 1 приведены лишь древнейшие формы. В нашей эре в культуру (если не считать эфирно-масличные, лекарственные и декоративные растения) были введены лишь сахарная свекла, хинное и каучуковое дерево (гевея).

Первые скотоводы и земледельцы довольно быстро вывели домашних животных и культурные растения из зон их естественного обитания, что, несомненно, ускоряло процесс породо- и сортообразования.

Читать дальше:Экологические последствия неолитической революции. Опустынивание.