Кукушкообразные отряд птиц. Кукушки, кукушкообразные:Отряд: Cuculiformes = Кукушки, кукушкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Отряд: Cuculiformes = Кукушки, кукушкообразные

Кукушки и турако

Отряд: Cuculiformes = Кукушки, кукушкообразные

Архаичная группа преимущественно древесных, лазающих птиц мелких и средних размеров (масса 20–1000 г). Кукушки и турако внешне непохожи, но некоторые анатомические и физиологические черты, по мнению многих исследователей, их сближают. Другие же предлагают, не найдя достаточно убедительного сходства, выделить турако в особый отряд. Внешний облик разнообразен, у древесных форм ноги короткие, у наземных — длинные и сильные, вперёд могут быть обращены 3 или только 2 пальца. Хвост обычно длинный.

Существуют общие черты в строении скелета, мускулатуры. Специфические особенности строения челюстного аппарата связаны с тем, что как для животноядных, так и для растительноядных форм характерна тщательная обработка корма в клюве перед глотанием. Гоацин — единственная исключительно листоядная птица, грубый зелёный корм ферментируется в объёмистом зобе, из-за наличия которого лётные качества гоацина снижены.

Все представители отряда ведут дневной образ жизни, окраска разнообразная (у турако — очень яркая), половой диморфизм, как правило, не развит. Экология, поведение, особенности гнездовой биологии и онтогенеза, характер социальных связей могут быть самыми различными. Гнездятся, как правило, на деревьях, но многие кукушки подкладывают яйца в гнёзда других птиц (гнездовой паразитизм). Скорлупа яиц таких кукушек часто копирует окраску яиц жертв паразитизма, внутри одного вида существуют расы, различающиеся окраской скорлупы (и, соответственно, набором птиц-хозяев). Птенцы птенцового типа (у гоацина — близкого к полувыводковому), у гоацина и турако они хорошо лазают в кронах, помогая себе коготками на крыльях, исчезающими во взрослом состоянии. У паразитических кукушек птенец нередко выбрасывает из гнезда птенцов или яйца птицы-хозяина, избавляясь от конкурентов за корм.

Примерно 160 видов отряда группируют в 3 семейства, гоацины и турако — эндемики, соответственно, Южной Америки и Африки, кукушки распространены всесветно, за исключением Арктики и Антарктики, некоторых океанических островов. Родственные связи неясны, разные семейства отряда сближали с самыми различными группами древесных и наземных птиц — курообразными, ракшеобразными, голубеобразными, попугаями, совами, птицами-мышами и др. Фото

Кукушки — около 130 видов во всех частях света, кроме Антарктиды. Мелкие, с крапивника, и довольно крупные, до килограмма весом, как правило, длиннохвостые птицы. Клюв у одних тонкий, у других массивный, как у ворона, и еще толще. Два пальца направлены вперед, два — назад. Большинство видов моногамы. Самцы и самки у многих похожи, у самок наших кукушек больше бурых тонов в оперении.

Самками откладываются 2 — 6 яиц с промежутками в один-два дня, насиживают с первого яйца около трех недель (не паразитические виды). Птенцы родятся голые или в грубом «пуху». Живут в основном на деревьях и в кустах, есть наземные виды, и гнезда у них на земле.

Кормятся в основном насекомыми, некоторые едят ягоды, плоды, лягушек, ящериц, разоряют чужие гнезда. Многие виды поедают «лохматых», покрытых щетинками гусениц, которых другие птицы не трогают. Наши кукушки, например, — гусениц походных шелкопрядов, больших вредителей леса. И в этом польза от кукушек. После такого лакомства, съеденного во множестве, вся внутренняя поверхность желудка кукушки бывает сплошь утыкана щетинками гусениц. Периодически птица выбрасывает через рот эти щетинки вместе со слоем желудочной выстилки.