Большая поганка, чомга. Вид: Podiceps cristatus (Linnaeus, 1758) = Большая поганка, чомга. Украшенные [настоящие] поганки, чомги. Род: Podiceps Latham = Украшенные [настоящие] поганки, чомги. Поганки, поганкообразные :Отряд: Podicipedes, или Podicipediformes = Поганки, поганкообразные : биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Podiceps cristatus = Большая поганка, чомга

Вид: Podiceps cristatus (Linnaeus, 1758) = Большая поганка, чомга

Читать : Большая поганка, чомга

Большая поганка, Чомга Podiceps cristatus L., 1758

Большая поганка или Чомга – это самая крупная из поганок с массой тела 1,0-1,2 кг, иногда даже до 1,5 кг. Окраска её оперения резко двухцветная: верх тела темный, буроватого цвета, а низ белый. На голове расположена характерная темная «шапочка», а между «шапочкой» и глазом находится светлая полоска, которая отлича чомгу от серощекой поганки.

Весной на голове большой поганки развивается каштанового цвета воротник и «ушки». Клюв почти на всем протяжении красный, красные и глаза, а ноги окрашены в зеленоватые тона. Все тело большой поганки удлинено, длинная и прямая шея, которая спереди светлого окраса. Большая поганка в полете держит лапы вытянутыми назад, а шею — вперед и немного вниз. Полет у чомги мало маневренный, прямой и быстрый, при этом взлетает она неохотно, с предварительным длинным разбегом.

Плавает и ныряет большая поганка прекрасно. Находясь на воде чомга, в случае опасности почти мгновенно ныряет под воду, а выныривает далеко, выставив из воды только голову и шею.

Голосовые сигналы, издаваемые чомгой весьма разнообразны. Довольно громкий горловой крик «киуа» эта поганка издает весной. Довольно обычен и опознавательный позыв, который можно передать как «кьюик».

Фото Большая поганка, Чомга

Большая поганка встречается на водоемах в степной и лесостепной зонах. При этом северная граница ареала чомги на территории СНГ к востоку снижается. При этом, в начале прошлого века ее северная граница распространения в Красноярском крае проходила по широте Красноярска. Здесь в наши дни чомга сохранилась на гнездовье по степным и лесостепным озерам Хакасии.

Большая поганка в качестве предпочитаемых мест обитания выбирает крупные, хорошо прогреваемые равнинные озера богатые рыбой, с зарослями водной растительности. На них должно быть достаточно большое зеркало открытой воды. Чомга также хорошо заселяет искусственные водоемы, где человек создает благоприятные для нее местообитания. Замечено, что чомги обычно гнездятся только на тех водоемах, площадь которых не менее 20 га, а глубина не менее 1 м.

Фото Большая поганка, Чомга

По образу жизни чомга в наших краях является перелетной и гнездящейся птицей. Обычно большая поганка гнездится отдельными парами, но на крупных озерах она может образовать колонию. На гнездовых участках, которые у чомг постоянны, брачные пары начинают строить гнездо не сразу после прилета, а спустя некоторое время, иногда даже через месяц. Гнездо может быть плавучим или опирающимся на дно. Размеры гнезда довольно крупные: хотя общая высота его может составлять 25-60 см, при диаметре до 65 см, но над водой его высота обычно не превышает 3-10 см. Свое гнездо чомга обычно делает из зеленого тростника. Гнездовая деятельность обычно приурочена к маю. Среднее количество яиц в кладке может колебаться от 3 до 6. Свежее отложенные яйца матово-белые, позже они приобретают буроватый оттенок. Вылупившиеся из яиц птенцы взбираются на спину одному из родителей, в то время как другой их кормит. Взрослые птицы обычно носят птенцов на спине по крайней мере две недели.

Большие поганки, в отличие от остальных сородичей, питаются преимущественно мелкой рыбой длиной 2,5-8 см, которая составляет около 50% кормовых объектов, а также водными насекомыми и их личинками, моллюсками, ракообразными и прочими водными беспозвоночными. Основной способ добычи пищи — ныряние. В связи с тем, что чомги питаются рыбой, долгое время считали, что она приносит вред рыбным запасам . Однако проведенные специальные исследования в местах интенсивного рыборазведения ценных рыб в дельте Волги показали, что даже в этих условиях масштабы вредной деятельности чомги ничтожно малы.