Кречет. Вид: Falco gyrfalco (rusticolus) Linnaeus = Кречет. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные птицы, соколообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Falco gyrfalco (rusticolus) = Кречет

Вид: Falco gyrfalco (rusticolus) Linnaeus = Кречет

Читать дополнительно: Falco gyrfalco (rusticolus) Linnaeus = Кречет

Кречет - самый крупный сокол, заметно больше вороны. Окраска спинной стороны от буровато-серой до дымчатой, в темных пестринах. Брюхо беловатое. “Усы” почти не заметны. Большая часть цевки оперена. Встречаются также чисто-белые или белые в мелких черных крапинках птицы, особенно часто в азиатской части ареала.

Крик кречета (“кья-кья-кья...”) грубей и ниже, чем у других соколов.

Местообитания. Обитает по берегам морей и рек Крайнего Севера.

Питание. Питается птицами, в основном, — белыми куропатками, которых бьет на лету, пикируя с большой скоростью. Также ловит птиц и грызунов на земле. В годы с низкой численностью белой куропатки, которая является его основным кормом в период размножения, иногда не гнездится.

Гнездование. Гнездится на скалах, обрывах или на деревьях в лесотундре и северной тайге. Гнездо устроено из сучьев, прикрытых подстилкой из мха или сухой травы. Кладка из 3-5 пестрых яиц.

Распространение. На кочевках встречается почти по всей России, чаше на севере и востоке.

Зимовка. С мест гнездования кречеты откочевывают южнее, но редко опускаются ниже таежной зоны. Кочующие кречеты передвигаются вслед за отлетающими водными птицами и в это время появляются на Северной Двине, Печоре, Каме, Иртыше, Оби, Енисее и Лене.

Хозяйственное значение. В годы процветания соколиной охоты, кречеты ценились выше всех остальных ловчих птиц. Это зависело от их силы, а также от редкости этих хищников и их красоты. Сейчас кречет очень редок и занесен в Красную книгу России.

Описание Бутурлина. Кречеты — самые крупные из водящихся в России соколов. Вес самца 900-1000 граммов, самки 1100-1600 граммов. От сапсанов кречеты отличаются окраской и тем, что крылья у них относительно короче, а хвост длинней. Летает кречет превосходно, но несколько медленней, чем странствующий сокол. Зато при своем большом росте кречет сильней.

Действительно, оперение кречетов очень красиво. Взрослые птицы бывают или белые, или серые; молодые — бурые или белые. Общий тон окраски взрослого серого кречета серовато-бурый, с дымчато-сизым или беловатым поперечным рисунком; снизу кречет белый, с поперечными черноватыми полосками на боках и черноватыми крапинами на груди и брюшке. Чем старше птица, тем резче у нее поперечный рисунок верха и тем меньше темных пестрин снизу. Взрослые белые кречеты белые снизу и сверху, с черноватыми вершинами маховых и с сердцевидными дымчато-бурыми пятнами и поперечными полосами на верхней стороне тела. Длина крыла у самцов около 34-38 сантиметров, у самок — 38-42 сантиметра.

Водятся кречеты на далеком севере — в тундрах и на морских побережьях Ледовитого океана. Южней они появляются только в холодное время года, но и то редко залетают за пределы таежной полосы. Гнездовья морских и тундровых птиц доставляют им летом богатую добычу. Зимой они держатся там, где стаи белых куропаток кочуют по ивнякам и болотам. Завидев кречета, куропатки спасаются от него, зарываясь в снег.

Немногие зоологи наблюдали жизнь кречетов на воле, так как и на севере эти хищники довольно редки.

Гнездо кречета располагается обычно на скале, реже на дереве, и доступ к нему очень труден. Устроено оно грубо из сучьев, прикрытых подстилкой из мха или сухой травы. Земля на севере еще покрыта снегом, когда птицы уже приступают к выводу детей. Белый кречет, сидящий на гнезде грудью к наблюдателю, совершенно сливается с окружающей обстановкой, и только большие темные глаза выдают его присутствие. Высиживает одна самка, самец в это время кормит ее, принося добычу. Через четыре недели — в июне-июле (в зависимости от местности) — выклевываются молодые. Число их в выводке обычно два-три, хотя число яиц в кладке бывает и больше, изредка до пяти.

В выкармливании молодых участвуют оба родителя, хотя главную работу по ловле птиц несет самец; самка же измельчает добычу и распределяет ее по очереди между детьми. Добычу птицы приносят к гнезду ощипанной, с оторванной головой и без внутренностей. Поэтому у гнезда перьев не бывает или бывает мало. Когда молодые поднимутся на крылья, они в первое время держатся в районе гнезда вместе с родителями, а с приближением полярной осени — в сентябре — начинают кочевать.

Одни кречеты откочевывали раньше, другие позже. Старики, судя по наблюдениям в Гренландии, остаются частью зимовать на далеком севере, за 70° северной широты, если есть где-нибудь поблизости белые куропатки. Кочующие кречеты передвигаются вслед за отлетающими водяными птицами и в это время появляются на Северной Двине, Печоре, Каме, Иртыше, Оби, Енисее и Лене. Другие кречеты следуют за зимними кочевками белых куропаток; у нас такое движение кречетов к югу отмечено на Печоре. Взрослые птицы на кочевке держатся парами. Но так как самец и самка охотятся каждый для себя, то их приходится встречать на расстоянии 1-2 километров друг от друга.

Высоко в горах Сибири и Средней Азии — на Алтае, Саянах, Тянь-Шане — живет так называемый алтайский кречет. Лето эти птицы проводят в холодном поясе гор — альпийской зоне, — где появляются в мае. Здесь они охотятся на так называемых “сыртах” (ровных степях и лугах), а гнездятся по скалам, окаймляющим эти сырты. Как и его северные родичи, алтайский кречет кладет в грубо устроенное из ветвей гнездо 3-5 пестрых яиц. В мае кладка готова, а в июне появляются птенцы, вылетающие из гнезда в июле.

Начала осенних кочевок кречетов с нетерпением ожидали многочисленные соколиные охотники Казахстана и Киргизии. Участки, где эти соколы появлялись осенью (в Джунгарском Алатау, в Тарбагатае), были даже предметом аренды и передачи по наследству в семьях сокольников. “Шумкаров” (так называют кречетов в Средней Азии) считали самой ценной охотничьей птицей.

За хорошего, выношенного кречета давали прежде отличную лошадь и приплату деньгами. За молодого, не выношенного (не дрессированного) гренландского кречета еще и теперь платят очень дорого.

В XVII-XVIII веках в России охота с кречетами достигла наибольшего расцвета. В это время добывание кречетов было повинностью, которую из года в год выполняли так называемые “помытчики”, ловившие кречетов на европейском севере и в северо-западной Сибири. При Алексее Михайловиче ежегодно в Москву привозили около 200 кречетов, часть которых шла для подарков иноземным правительствам. Русские кречеты особенно славились на востоке — у персидского шаха, крымского хана и турецкого султана. Посылкой кречетов московские цари иногда улаживали такие сложные дела, как вопрос о войне и мире или переговоры о займах.