Лесной пастушок Gallirallus sylvestris = Лесной пастушок Пастушки-уэка: Gallirallus (Lafresnaye, 1841) = Пастушки-уэка: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Gallirallus = Пастушки-уэка

Вид: Gallirallus sylvestris = Лесной пастушок

Лесной пастушок Gallirallus sylvestris является нелетающей птицей рода пастушки-уэка из семейства пастушковых. Лесной пастушок обитает только на территории острова Лорд-Хау, являясь его эндемиком.

Лесной пастушок имеет длину тела в пределах от 35 до 40 см, а размах крыльев составляет в среднем около 49 см. Существуют отличия в размерах особей разных полов (половой диморфизм), при этом самцы немного крупнее самок.

На верхней части тела оперение имеет одноцветную, оливково-коричневую окраску, в то время как нижняя часть тела немного более серая цвета. На общем фоне выделяется белёсого цвета подбородок, а на крыльях имеются чёрные и красные полосы. Довольно короткий у лесного пастушка хвост. Клюв изогнут в сторону.

Gallirallus sylvestris = Лесной пастушок

В пределах ареала на территории острова Лорд-Хау лесной пастушок населяет в основном различные закрытые лесные массивы. И если на более  возвышенных местах он живёт в мшистых влажных лесах, то на приморской низменности он населяет жестколистные леса, основу которых составляют прежде всего, пальмы вида Ховея Форстера (Howea forsteriana). А вот настоящих дождевых лесов произрастающих местами на острове, этот патушок избегает.

Питается лесной пастушок в основном различной животной пищей, а основу его рациона составляют насекомые и их личинк, моллюски, дождевые черви и ракообразные. Могут они также поедать яйца и птенцов буревестников.  Из растительной пищи лесные пастушки поедают преимущественно только плоды.

На острове Лорд-Хау лесной пастушок был наиболее часто встречающейся птицей, когда в 1788 году впервые был открыт. Однако с этого времени его ареаль стал стремительно сокращаться и уже с середины 19-ого столетия лесной пастушок стал встречаться только на высокогорье. Специальные исследования территории острова показали, что в 1969 году ученым удалось обнаружить всего от 20 до 25 особей, которые обитали исключительно на склонах горы Говер. К 1978 году ещё сохранилась популяция пастушков, в составе которой насчитывалось всего 10—13 гнездящихся пар. В это время они обитали только в самом труднодоступном месте на наивысшей точке острова.

Gallirallus sylvestris = Лесной пастушок

При этом смертность взрослых птиц и птенцов в высокогорье была довольно высокой, а вот заселить птицам нижележащие более благоприятные по условиям обитания места им препятствовали одичавшие свиньи. В последующиее годы (с 1978 по 1980 год) было установлено, что из-за высокой смертности взрослых лесных пастушков число женских особей уменьшилось. Поэтому в 1980 году были пойманы три здоровых взрослых птицы и помещены в питомник.

В питомнике птицы прижились и в период с 1981 по 1985 годы стало возможным выпустить на свободу 85 птиц. Одновременно с этим, одичавшие свиньи и одичавшие домашние кошки на острове были истреблены. Благодаря таким мероприятиям в 2002 году популяция лесных пастушков уже насчитывала от 250 до 300 особей.

Научно обоснованный анализ угроз и найденное решение являются показательным примером для охраны видов. При этом только истребление свиней помогло сохранить лесного пастушка от вымирания, а своевременное установление причины и найденное решение определили успех программы. Сегодня собаки, за которыми недостаточно следят их владельцы, могут снова стать проблемой для вида. Но самую большую опасность на острове для этого вида в настоящее время представляет австралийская сипуха, завезённая сюда с материка. Считается, что именно сипухи ответственны за сокращение популяции лесного пастушка в районе Little Slope. Таким образом, на острове имеется целый ряд возможных причин для сокращения численности лесного пастушка, начиная от ввезённых крыс до подвида австралийской сипухи (T. n. castanops).