Деревенская ласточка, ласточка-касаточка. Вид: Hirundo rustica Linnaeus = Деревенская ласточка, ласточка-касаточка. Ласточки. Ласточковые. Семейство: Hirundinidae = Ласточковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Hirundo Linnaeus = Деревенские ласточки Вид: Hirundo rustica Linnaeus = Деревенская ласточка, ласточка-касаточка

Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные

Подотряд: Oscines = Певчие

Семейство: Hirundinidae = Ласточковые

Род: Hirundo Linnaeus = Деревенские ласточки

Вид: Hirundo rustica Linnaeus = Деревенская ласточка, ласточка-касаточка

Вид: Hirundo tahitica = Тихоокеанская [коричневогорлая] ласточка

Читать Ласточка деревенская

Вид: Деревенская ласточка, ласточка-касаточка

Это та ласточка, которую так хорошо знают деревенские жители.

Это та черно-синяя сверху и почти белая снизу ласточка, горлышко которой окрашено в буровато-красный цвет, а хвост раздваивается длинной вилочкой, образующей при спокойном сидячем положении птицы род длинной косички, отчего и получила название касатка.

Это та ласточка, которая так часто сопровождает (после ненастной погоды) идущего через поле человека, то залетая вперед, то отставая, то описывая изящные круги с изумительно искусными, неожиданными поворотами и воздушными зигзагами, при этом особенно бросается в глаза широко раскрытый вилообразный хвост этой птички, украшенный при основании поперечным рядом беловатых глазков. Это та ласточка, которая так любит гнездиться внутри хлевов, конюшен и сараев, прикрепляя свое чашечкообразное сверху открытое гнездо к балкам и стропилам, которая так ловко прошмыгивает на лету через щель неплотно притворенной двери или через небольшое отверстие в разбитом оконном стекле.

Это та милая щебетунья, которая первой просыпается на деревенском дворе и при слабом еще свете утренней зари щебечет скороговоркой своим деткам:Фото

"Деточки, деточки.

Будьте умнички,

Полечу на базар

Покупать вам прряяянички..."

В городах, особенно в больших, касаточка редко встречается, так что постоянные городские жители мало знают эту ласточку, зато они хорошо знают другую, в свою очередь мало знакомую сельским жителям, о которой речь будет еще впереди.

Водится касатка по всей России, от Полярного круга до Крыма и Кавказа включительно. Она одинаково мило щебечет близ гнезда своих деток как у холодных берегов Белого моря, так и под горячими лучами солнца Черноморского и Каспийского побережий.

Прилетает к нам касатка из своих зимовий в Центральной Африке к тому времени, когда начинает пробиваться первая травка и пушиться березовая почка. Почти всегда сначала прилетают одиночки-передовые, главная же масса ласточек появляется обычно несколько позже. Фото

В первое время по прилете ласточки особенно охотно реют над водными поверхностями, где весной больше насекомых.

Из всех наших ласточек касатка самая искусная и быстрая летунья. Летает она преимущественно в нижних слоях воздуха. В верхние слои она забирается исключительно только во время весенних и осенних перелетов, обыкновенно же вьется невысоко над полями и лугами, над деревенскими крышами и улицами, над выгонами и пастбищами, близ пасущихся домашних животных, около которых всегда кишит множество всякой мухи и мошкары. Перед дождем касатка часто реет над водой, охотясь за спустившимися из верхних слоев воздуха насекомыми. Во время ненастья и вскоре после него, когда насекомые сидят еще на земле или по стенам домов и заборов, касатка почти стелется по земле, едва не касаясь крыльями ее поверхности. При этом она замечательно грациозно "перепрыгивает" на лету через встречающиеся препятствия (кусты, заборы) или же почти скользит вдоль стен домов, по улицам, то поворачиваясь совсем боком, чтобы снять со стены муху, то делая изумительно быстрые и ловкие повороты, чтобы схватить на лету ею же спугнутого мотылька. После дождя она любит провожать пешехода или едущий по дороге экипаж, чтобы воспользоваться спугиваемыми при этом насекомыми.

Ловя на лету насекомых (например, комаров, мух и др.), касатка, равно как и другие ласточки, никогда не трогает пчел и ос, имеющих ядовитое жало. Известны случаи смерти этих птиц от укусов (в рот) упомянутых насекомых. Фото

Пьет касаточка обычно на лету, на лету же купается, погружаясь слегка раз-другой в воду, во время низкого полета над ее поверхностью.

Летая одиночкой, касатка большей частью молчит, при встрече же с другими касатками, а также подлетая к своему гнезду и во многих других случаях она часто издает столь характерный для нее призывный крик: "вид" или "вить", который обыкновенно повторяется несколько раз кряду: "вид-вид - видвидвид".

При появлении на дворе, на котором гнездятся касатки, какого-нибудь хищника, например кошки, ястреба, эти птички тотчас же поднимают тревогу и с резкими, громкими криками "цизи-цизи" начинают кружиться около врага, в стремительном полете едва не задевая его крыльями. Теми же криками они встречают и провожают всякую летящую мимо хищную птицу, преследуя ее иногда на весьма значительное расстояние.

Собственно песни, сколько-нибудь звучной у касатки нет, а есть только милое щебетание, во время которого щебечущий самчик большей частью сидит на безлистной, сухой ветке дерева, на коньке крыши, на протянутой через двор бельевой веревке и подобных открытых местах. Впрочем, нередко касатка щебечет также и на полете.

О гнезде касатки и его местонахождениях было уже упомянуто выше. Следует только добавить, что землистые кусочки, из которых лепится ее гнездо, скрепляются между собой клейкой слюной, выделяющейся изо рта птицы. Внутри гнездо выстилается перышками, самочка кладет в него 4 - б белых, испещренных красно-бурыми и фиолетовыми пятнышками яичек.

Высиживанием занимается обыкновенно самочка. Изредка присаживается на гнездо на короткое время и самчик, как мне самому случалось это наблюдать над одной парочкой (в Крыму), у которой самчик легко отличался от одинаково раскрашенной с ним самочки тем, что у него не было в хвосте косички (может быть, потерял ее в какой-нибудь передряге?). Продолжается высиживание 12 - 14 и более дней, смотря по погоде. В ненастные дни, когда летает мало насекомых, самочке приходится надолго покидать гнездо для добывания себе необходимого корма, вследствие чего яйца остывают, и высиживание, таким образом, может затянуться (на севере) даже до 17 дней. Впрочем, и на юге, при сплошь прекрасной погоде, самочки-касатки также не особенно поседливы на гнезде. По крайней мере, такова была самочка упомянутой уже выше парочки, гнездо которой помещалось под крышей обвитой виноградом веранды, на степном крымском хуторе, близ берега Черного моря. Проводя на этой веранде значительную часть дня, я подолгу наблюдал гнездо наших касаточек и потому могу с достоверностью засвидетельствовать, что высиживавшая самочка прескверно исполняла свою обязанность наседки: она беспрестанно слетала с гнезда и подолгу пропадала в степи. Можно смело сказать, что в общей совокупности она сидела на гнезде не более половины дня; в течение же другой половины гнездо оставалось без наседки, так как самчик присаживался лишь изредка, больше же занимался щебетанием своих песен, сидя на толстой веревке, протянутой под крышей веранды. Я уже начинал опасаться, что из такого высиживания ничего путного не выйдет, однако на 12-й день со дня нашего поселения на хуторе (а именно 22 июня) благополучно вылупились из яичек 4 крошечных птенчика, к большой радости многочисленного общества детей и взрослых, собиравшегося ежедневно на веранде за чайным и обеденным столом.

Сколько дней продолжалось все высиживание, к сожалению, сказать не могу, так как мы застали самочку уже на гнезде. Несмотря на столь дурное высиживание, птенчики все-таки вылупились, что следует приписать, конечно, той высокой температуре, которая все время держалась под черепичной крышей веранды благодаря горячим лучам крымского солнца.

После 19 дней прилежного выкармливания обоими родителями наши птенчики выпорхнули из гнезда и уселись рядышком на той самой веревке, на которой их "папаша" распевал раньше свои песенки. На второй день они уже предпринимали маленькие экскурсии около хутора, ночевать же собрались снова в свое гнездо, что повторялось также и в следующие 9 дней. На 10-й день по вылете из гнезда наши касаточки к ночи уже не возвратились на веранду. Они ночевали где-то на воле, и с тех пор мы потеряли их из виду.

Вылетевших из гнезда птенцов родители кормят нередко на лету, что представляет собой чрезвычайно милое зрелище.

Молодые, недавно вылетевшие из гнезда выводки касаток любят присаживаться на обращенный к солнцу скат крыши, где с видимым наслаждением берут "солнечную ванну" - греются на солнечном припеке, распластав крылышки и повернув набок головку. То же самое проделывали и наши птенчики на раскаленных солнцем черепичных кровлях хутора.

В конце лета касатки сбиваются большими стаями в речные долины, или к поросшим камышами прудам и озерам, где и охотятся целыми днями за разной мошкарой, ночуя в камышах и по веткам свесившихся над водой кустов. Во второй половине августа - первой половине сентября наступает время отлета: в одно прекрасное утро стая снимается с места и улетает на юг - в тропические и экваториальные страны.

Там касатки вместе с другими ласточками проводят нашу зиму и линяют, после чего с наступлением весны снова возвращаются к нам - гнездиться и радовать нас своим присутствием.

Для клетки касатка, как и всякая другая ласточка, конечно, не создана - всякий с этим легко согласится. Впрочем, известны редкие случаи, когда некоторым мастерам-любителям не только удавалось приучить эту птичку к искусственному корму (муравьиные яйца с тертой морковью) и сохранить в комнате в течение нескольких лет, но даже заставить в клетке гнездиться и выводить птенцов. Что же касается выкармливания (комнатными мухами) случайно найденных беспомощных птенцов касатки, то сделать это легче, чем с каким-либо другим птенчиком.

Ручная ласточка - очаровательнейшее существо, какое только можно себе представить. Привязанность и прирученность ее к людям, которые ее выкормили, настолько велика, что приходится употребить немало усилий для того, чтобы заставить ее своевременно улететь с другими ласточками на зимние квартиры. Говорю это по личному опыту, вспоминая милую касаточку Весту, выкормленную однажды летом в моей семье и затем с немалыми усилиями присоединенную к ее сородичам для осеннего отлета в теплые края.