Белоголовый сип в Крыму. Белоголовый сип. Вид: Gyps fulvus (Hablitzl, 1783) = Белоголовый сип. Гриф, ястреб, канюк, орел, змееяд, лунь, коршун, осоед. Семейство: Accipitridae = Ястребиные. Дневные хищные птицы, соколообразные:Отряд: Accipitres, или Falconiformes = Дневные хищные

Вид: Gyps fulvus = Белоголовый сип

Белоголовый сип в Крыму

Читать : Грифовые, грифы Старого Света; * Таинственный мир белоголового сипа

Начало лета, полевые исследования — самая напряженная и увлекательная пора для биолога.

Выезжаю на наблюдения вечерним рейсом служебного автобуса. Выхожу из машины, надеваю рюкзак; дальше иду пешком по тропе протянутой вдоль заброшенного арыка. Сколько труда вложили в него когда-то люди!..

Но вот, начинается подъем. Идти все труднее. Слышу резкий крик дятла; останавливаюсь, стараюсь отдышаться. Наблюдаю за птицей; должно быть, где-то поблизости гнездо. Дятел беспокоится, орет во все горло. Стою не шевелясь, и вот — мое терпение вознаграждено.

Птица успокаивается, перелетает на старый, обломанный ствол, заскакивает в дупло; оттуда слышны истошные крики птенцов. Записываю наблюдения в полевой дневник.

Иду дальше, вернее сказать, ползу. Подъем все круче, рюкзак тяжелее. Пора отдыхать.

Доносится шум воды; еще немного, и вот он — знаменитый водопад Головкинского. Место невеселое, суровое и неуютное. Вековые деревья, замшелые камни, вечный шум воды.

Вечереет. Тревожно кричит черный дрозд. Отдышавшись, набираю воды; надеваю совсем отяжелевший, будто набитый камнями рюкзак. В руках посох — мой неизменный, не раз выручавший спутник. Вот теперь начинается настоящий подъем. Сердце, похоже, стучит где-то в горле.

Медленно иду от дерева к дереву. Силы на исходе, а до вершины еще далеко. Часто останавливаюсь прислонившись к стволу дерева рюкзаком. Начинаются скалы, подняться на них можно только по осыпи. Темнеет, — дальше мне не пройти. Ночевать, по-видимому, придется где-то здесь. Но где? Подбираюсь ближе к утесу, ищу место. Скоро будет совсем темно.

У подножия скалы замечаю небольшую нишу. Места Фото мало, едва хватает, чтобы лечь. Палатку здесь не поставишь. Становится холодно. Надуваю матрас, сверху стелю палатку. «Дом» готов. Разжигаю примус, ставлю чай, включаю потихоньку приемник. Негромкая музыка, шум примуса, удивительное чувство отдыха и покоя... Всходит луна; место, и без того дикое, становится абсолютно фантастическим. Вдруг — шум камней...

Олени! Звери проходят недалеко от меня. Закутываюсь в палатку и мгновенно засыпаю. Будит меня самец горихвостки, на вершине дерева встречающий своей звонкой песенкой солнце. Только теперь замечаю на скале неподалеку белые потеки и большую кучу ветвей в расщелине. Вот она, главная цель моего похода! Гнездо белоголовых сипов, необыкновенных птиц, воистину достойных внимания и восхищения...

Образ жизни...

Крымский природный заповедник

Белоголовые сипы — крупные хищные птицы, немного уступающие размером только черным грифам. Крымские сипы имеют длину тела свыше метра, а размах крыльев — почти два с половиной.

У них мощный длинный клюв. Держатся сипы обычно небольшими группами. В полете их крылья кажутся очень широкими, с пальцеобразно расставленными перьями на конце. Ни с какими другими птицами, кроме тех же черных грифов, сипов не спутаешь.

Однако, эти две породы легко различить по окраске. Если взрослые грифы черно-бурые, то белоголовые сипы отличаются от них более светлой окраской, с темно-бурыми крыльями. Голова и длинная шея у сипов голые, покрытые редким беловатым пухом. Правда, в полете, на фоне неба, силуэты сипов и грифов кажутся одинаково темными, и здесь без бинокля не обойтись.

Распространены наши «герои» достаточно широко — в горах Южной Европы, Северной Африки, Передней Азии, в Гималаях; видели этих птиц и в западной части Монгольского Алтая. На территории СНГ сипов «приютили» горы Крыма, Кавказа, Средней Азии и южного Казахстана.

В Крыму эти хищники встречаются не столь уж редко, но совершают с годами все более дальние миграции. В XIX столетии сипы долетали только до Сиваша. Сегодня же они залетают в Черноморский и Карадагский заповедники, на Керченский полуостров, посещают птицефабрики и фермы в Симферопольском, Бахчисарайском, Белогорском районах...

По-видимому, с кормом у сипов становится все труднее. Фото

Стоит только раз увидеть летящего сипа, как сразу становится ясно, что эти птицы — выдающиеся летуны. Широко раскинув могучие крылья, часами парят они в небе. Долго летать машущим полетом таким крупным птицам не под силу; сипы — большие знатоки восходящих воздушных потоков, при поддержке которых они мастерски парят.

Взлететь с земли птицам нелегко; они сначала бегут по земле и, только хорошо разогнавшись, могут подняться в воздух. Наевшиеся птицы, если их спугнуть, вынуждены во время взлета отрыгивать корм.

В Крыму белоголовые сипы устраивают гнезда на высоких неприступных обрывах, углублениях под выступами скал, на высоте от 800 до 1200 метров над уровнем моря. Гнездовой период у белоголовых сипов начинается в феврале, когда впереди еще немало ненастных дней. Но устройство гнезд в скальных нишах дает птицам большое преимущество; у родителей и их единственного птенца есть, как говорится, крыша над головой.

Им не страшны капризы ранней, с запоздалыми снегопадами, крымской весны. Гнездо состоит из небольшого слоя не особенно толстых прутьев. Самка кладет в гнездо только одно крупное, чисто белое яйцо, с толстой крупнозернистой скорлупой. Насиживают яйцо оба родителя, сменяя один другого через сутки-двое; это длится около 50 дней. Альфред Брэм пишет: «На яйцах белоголовые сипы сидят довольно прилежно...

С птенцом, похожим на небольшой комок шерсти, оба старика обращаются с большой любовью и заботливостью, кормят его сначала совершенно размягченными от разложения кусками мяса, затем более твердой пищей, но, конечно, всегда все-таки падалью». Сроки вылета молодых сипов из гнезда очень ранние, до конца июня; но после вылета молодая птица держится с родителями до будущего года. Даже когда они выкармливают нового птенца, прошлогодний детеныш подлетает к гнезду и ночует на дереве недалеко от него. В настоящее время в Крыму возможно гнездование шести пар, что составляет более трети всей популяции.

Образ жизни белоголовых сипов и черных грифов во многих отношениях сходен, однако имеются и довольно существенные отличия. Альфред Брэм писал: «У сипов движения легче и изящнее, чем у других родичей; особенно спускаясь вниз с большой высоты, сипы действуют чрезвычайно своеобразно, так как спускаются с легкостью сокола и делают при этом разнообразные повороты, между тем как другие виды, низвергаясь с большой высоты вниз, не двигают крыльями почти до момента, пока чуть ли не коснутся земли.

Ходят сипы по земле настолько хорошо, что человек только с большим усилием может догнать бегущего сипа. Белоголовый сип становится ручным разве только в исключительных случаях. Один мясник в течение нескольких лет держал у себя на дворе живого белоголового сипа. Эта птица находилась в большой дружбе со старой собакой мясника. Когда собака издохла, сипу бросили труп собаки; но сип, хотя был голоден, не тронул своего старого друга, начал скучать, с этих пор перестал есть и на восьмой день околел, подобно собаке».

Что достанется нашим потомкам?..

Вообще же, сипы питаются исключительно павшими животными. При поедании падали сипы, несколькими ударами клюва пробив дыру в стенке брюшной полости и засунув туда как можно дальше свою длинную шею, едят прямо внутри трупа, не вынимая головы из отверстия. Затем вытаскивают наружу кишки, разрывают их на части и проглатывают кусками.

Это описание кормящихся сипов стало классическим. Во время наблюдений, выложив для приманки убитого оленя, мы отметили, что в первый день сипы свежее мясо есть не стали. Сделав на шкуре несколько разрывов, птицы отошли в сторону и сидели там до вечера. Клевать оленя они стали только на следующее утро.

Телефонный звонок. Звонит ведущая передачи о животных крымского телевидения, Татьяна Шимонаева. Предлагает выехать в субботу в заповедник снимать программу о белоголовых сипах. Для этого директор ялтинского зоопарка «Сказка» Олег Зубков выделяет мясо и обещает отвезти нас на своей машине. Упустить такую прекрасную возможность провести учет редких птиц я, без сомнения, не могу.

Высоко в горах, в самом центре заповедника, сипы облюбовали себе поляну с родником и небольшим искусственным озерцом, где в безопасности можно отдохнуть, напиться воды, привести в порядок оперение. На эту поляну мы и отправляемся. Мне редко приходится путешествовать по заповеднику с комфортом, — но в этот раз мы доезжаем на «Волге» почти до самого места.

Оставив машину неподалеку, собираем все необходимое и осторожно, чтобы не вспугнуть птиц, пробираемся к поляне. Сипов пока что нет. Выкладываем на поляне большие куски мяса и, запасаясь терпением, ждем. Так проходит половина дня. Птицы не прилетают. Неужели их стало совсем мало?.. Мы не находим даже перьев, которые валялись раньше во время линьки по всей поляне.

Решаем отправиться на вершину горы. Может быть, там удастся снять птиц хотя бы в полете?

Долго поднимаемся в гору. К полудню жара добралась и сюда, идти тяжело. Выходим на вершину. Вид с нее изумительный, весь Крым, как на ладони.

Нежный ветерок сушит взмокшие от пота рубашки. Скоро вечер, пора возвращаться. Увы, — за весь день нам так и не удалось увидеть сипов... Спускаемся с горы. Возвращаемся на поляну. Мясо лежит нетронутое. Усталые и подавленные, плетемся к машине, складываем наше снаряжение...

В последний раз, уже ни на что не надеясь, я всматриваюсь в небо — и вдруг замечаю над вершинами деревьев темную точку. Еще одну, еще... Это сипы. Бросаемся к поляне, — но последние метры крадемся, чтобы не вспугнуть птиц. Они набрасываются на оставленное нами мясо, отхватывают куски; отталкивая друг друга, злобно шипят... Мои спутники поражены необыкновенным зрелищем.

Оператор подполз как можно ближе к птицам и снимает их. Я же, зная, что «пир» скоро закончится, пробираюсь по краю поляны немного вниз. Эти крупные птицы могут взлететь с земли только после разбега. А бегут они всегда вниз по склону.

Нахожу удобное место. Прячусь за дерево. Теперь сипы обязательно пролетят мимо меня. Так их легче всего сосчитать. Быстро справившись с мясом и, видимо, почуяв опасность, птицы разбегаются по склону. Отрываются от земли. Раскинув мощные крылья, парят некоторое время над поляной в лучах заходящего солнца. Набирают высоту и скрываются за скалами...

Собираемся возле машины. Смотрим снятые на видео уникальные кадры. Перебивая друг друга, рассказываем самое интересное, что удалось увидеть. Садится солнце. Черный дрозд, усевшись на верхушке дерева, провожает день своей чудесной песней. Домой возвращаемся затемно.

Численность белоголовых сипов в Крыму, в отличие от черных грифов, число которых катастрофически снижается, на протяжении ряда лет стабильно держалась в пределах 32-34 птиц. Но в последние годы сведения о гибели или отлове сипов стали поступать к автору намного чаще, чем раньше. Всего за 1998-1999 годы стало известно о гибели (отравлении) или отлове 14 особей, что составляет свыше сорока процентов популяции.

Почему же на сипов охотятся? В старину, по свидетельству Альфреда Брэма, их нередко ловили в Египте. Перья, особенно маховые и рулевые, употреблялись для отделки предметов роскоши и хозяйственных принадлежностей. На острове Крите и в Аравии шкурки птиц продавали скорнякам, которые подвергали их дублению и выделывали дорогой перистый мех.

В Крыму сегодня белоголовых сипов ловят не ради перьев; их предлагают на продажу в зооуголки и зоопарки. Известны случаи, когда, не имея возможности продать птиц, их после долгого (до одного года) содержания в неволе выпускали на свободу. По всей видимости, именно поэтому птицы впоследствии погибали.

Крымские горы, ранняя весна. Хмурый, неприветливый день. Серый безжизненный лес с редкими пятнами снега. Холодно, сыро. Тихий свист синицы-московки только подчеркивает тишину. Кажется, все замерло в ожидании тепла и радостных птичьих песен. Вверх по ущелью поднимается туман; от этого вершина горы с крутым обрывистым склоном кажется островом в безбрежном молочном океане. Из-за скалы, раскинув мощные крылья, вылетает огромная хищная птица; пролетев надо мной, снижается и, взмахнув несколько раз крыльями, садится на скалу.

Так продолжалось тысячи лет. Увидят ли такую картину наши потомки? Это зависит теперь только от нас.