Белокрылая крачка. Вид: Chlidonias leucopterus = Белокрылая крачка. Крачки, крачковые. Семейство: Sternidae = Крачки, крачковые. Чайки, чайковые, Водорезы, водорезовые, Поморники, поморниковые, Крачки, крачковые. Чайки, чистики и кулики: Charadriiformes = Ржанкообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание

Род: Chlidonias  = Болотные [чёрные] крачки

Вид: Chlidonias leucopterus = Белокрылая крачка

Полевые признаки. Размером со скворца. Весной туловище черное, крылья сверху светло-серые, а по переднему краю от основания до сгиба - белые, и это основное отличие от черной крачки, снизу у летящих птиц видно еще одно отличие - контрастная двуцветная окраска крыла. Хвост и надхвостье белые. Клюв красновато-черный, ноги ярко-красные. Хвост с неглубокой вырезкой (Рябицев, 2002).

Осенью взрослые птицы в основном белые, с серым налетом на крыльях, корпусе, черное пятно позади глаза и темно-серый, со светлыми пестринами, затылок. По бокам груди нет темных пятен, в отличие от черной крачки (Рябицев, 2002).

Молодые имеют в общем такую же окраску головы, но спина очень темная и довольно темные крылья, отличие от молодых черных крачек - очень светлый, почти белый хвост, резко контрастирующий с темной спиной, отсутствие темных пятен по бокам груди. Вес 53-80 г, длина 20-23 см, крыло 20,0-22,4 см, размах 63-67 см (Рябицев, 2002).

Основные позывки - резковатое "киррик", "чиррик", "чррик", "крре", "чрре", "чиррр" и другие "чиркающие" звуки, при внутривидовых конфликтах - трескучие звуки наподобие "ки-ти-кирр", "ки-ти-ти-ти-кирр", сигнал тревоги - звонкое "чвик". Голос более резкий, чем у черной крачки (Рябицев, 2002).

Распространение. Евразиатский вид умеренных и южных широт с ареалом, имеющим разрыв между бассейнами Оби и Амура. В Приенисейской Сибири до последнего времени эта птица никем не наблюдалась. В начале 1970-х гг. С.М. Прокофьев (1981) отметил белокрылую крачку как один из основных видов выделенной им водно-прибрежной орнитологической формации в степной зоне Хакасии. Есть также указание о гнездовании белокрылой крачки у восточных границ края, в бассейне Вилюя (Андреев, 1974); здесь в 1968 г. было доказано наличие довольно крупных гнездовых колоний этого вида в пределах Сунтарского и Ленинского районов Якутии. В Красноярском крае единственное гнездовое поселение белокрылой крачки мы нашли в 1990 г. на оз. Салбат Ужурского района (Сыроечковский и др., 2000).

Места обитания. Гнездится по озерам, речным затонам и пойменным водоемам с заросшими водной растительностью берегами. И.А. Долгушин (1962), подчеркивая различия в выборе мест гнездования черной и белокрылой крачек, указывает на то, что последняя явно избегает глубоководных озер, предпочитая различные мелководья. Найденная нами колония размещалась на озере, глубина которого не превышала 80 см (Сыроечковский и др., 2000).

Фенология. Осенние перемещения начинаются в конце июля – начале августа (Сыроечковский и др., 2000).

Размножение. Гнездо обычно плавучее, на отмерших водных растениях. В большинстве регионов величина колоний составляет 2-20 пар, редко больше (Зубакин, 1988). В нашей колонии гнездилось не менее 18 пар. Белокрылая крачка - моногам. Для вида характерна частая смена мест гнездования и резкие колебания численности по годам. В кладке бы-вает от 1 до 6 яиц, чаще их 3 (Зубакин, 1988). Окраска яиц сложная: фон оливково-коричневый с разной степень интенсивности, рисунок из редких черных крапинок и пятен различной величины и густоты. Вылупление птенцов в Новосибирской области и на Байкале идет в последнюю пятидневку июня – начале июля (Зубакин, 1988). На оз. Салбат 4-5-дневные птенцы были отмечены 7 июля 1990 г. (Сыроечковский и др., 2000).

Питание почти не изучено. В основном это водные насекомые и их личинки, но, летая в степи, крачка часто кормится прямокрылыми, жуками, мухами. Значительно реже поедает мелких рыбешек, головастиков, лягушат (Сыроечковский и др., 2000).

Численность. В Красноярском крае белокрылая крачка – малочисленная птица. Небольшое колониальное поселение (18-20 пар) известно лишь на оз. Салбат. В летние месяцы белокрылые крачки отмечаются и в ряде других мест края: на озерах Большой Кызыкуль (20-30 особей на 10 км маршрута), Кутежеково (32 особи), Тагарское (8 особей), Грязное (39 особей), в Курагинском районе у с. Березовка (6 особей на 10 км). Характер пребывания белокрылых крачек здесь не установлен. По мнению С.М. Прокофьева (1981), в некоторых местах степной зоны Хакасии эта крачка довольно обычна (Сыроечковский и др., 2000).

Меры охраны.Как и другие ржанкообразные, охраняется охотничьим законодательством. Вид включен в перечень Россйско-индийской конвенции по охране перелетных птиц (1984). Необходимо безотлагательное создание заказника на оз. Салбат. Следует шире проводить разъяснительную работу в охотколлективах с целью недопустимости отстрела крачек и других птиц, которые не являются объектами охоты (Сыроечковский и др., 2000).