Размножение Гагара Краснозобая гагара. Вид:Gavia stellata Pontoppidan = Краснозобая гагара. Гагары, гагарообразные: Отряд: Gaviae, или Gaviiformes = Гагары, гагарообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид:Gavia stellata = Краснозобая гагара

Вид:Gavia stellata Pontoppidan = Краснозобая гагара

Размножение

Взрослые птицы ежегодно возвращаются к местам гнездования, и при недостатке подходящих водоемов — гнездятся на постоянном озерке, часто используя одно и то же гнездо. Размножаться начинают в возрасте 2-6 лет. Моногамы. Пары, по всей вероятности, постоянны, во всяком случае, на зимовках птицы часто держатся в парах, а на местах гнездования появляются всегда в парах. Образование пар у достигших половой зрелости птиц или при гибели одного из партнеров происходит, по-видимому, не на зимовках, а летом в пределах гнездового ареала. На места гнездования Краснозобые гагары прилетают сравнительно поздно, когда у озер появляются достаточно большие закраины, на реках образуются промоины, а мелкие водоемы оттаивают полностью. Время прилета зависит не только от местных погодных условий, но и от широты местности: на севере европейской части и в Западной Европе (у южной границы ареала) прилет с первой декады мая по начало июня, в тундрах Восточной Сибири в первой-второй декадах июня.

Для гнездования Краснозобая гагара предпочитает совсем небольшие по площади (менее 1 га) водоемы, часто значительно (до десяти километров) удаленные от кормовых биотопов — крупных озер, богатых рыбой рек или морского побережья. Нередко такие гнездовые водоемы достигают всего 10 — 15 м в длину, и размер их, по-видимому, ограничивается необходимой для взлета протяженностью водной поверхности. Характер водоема может быть различным. В пределах таежной и лесотундровой зон это, как правило, олиготрофные озера среди сфагновых болот или в межгорных понижениях, с четкими, лишенными прибрежной растительности берегами. Таких же водоемов придерживается Краснозобая гагара и в относительно хорошо дренированных водораздельных тундрах. В обширных, сильно увлажненных равнинных тундрах речных долин она предпочитает мелкие, хорошо прогреваемые и заросшие околоводной растительностью (осоки, арктофила) озерки, часто расположенные в пределах котловин больших озер. Каждое такое озерцо, как правило, занимает одна пара. Характерно, что озера, на которых гнездятся Краснозобые гагары, часто совершенно бескормны. Более крупные, проточные, глубокие, богатые пищей озера, которые предпочитают Чернозобые гагары, Краснозобыми, как правило, не заселяются. Пара от пары гнездится далеко, однако для Западной Европы при нехватке подходящих мест гнездования известны случаи образования на крупных озерах подобия колоний численностью до 20 пар. Территориальное поведение проявляется в полетах над гнездовым участком, сопровождаемых криком. Территориальные пары с воды отвечают соседним парам или птицам, нарушившим границы территории, “воющим” или “долгим” криком, причем кричать может как один из партнеров, так и оба. В тех случаях, когда нарушившая границы гнездового участка птица находится на воде, территориальная пара плывет ей навстречу, принимая позу тревоги, специфичную для Краснозобых гагар (шея вытянута вверх и вперед, клюв направлен косо вверх), во время которой демонстрируется каштановое пятно на горле. Затем пара начинает окунать клювы в воду и с плеском нырять, сопровождая это каркающим криком, после чего следует демонстрация “змеиной церемонии”: птицы медленно плавают бок о бок, глубоко погрузив тело в воду, вытянув шеи и издавая унисональный дуэт (долгий крик). Еще большую степень агрессии выражает так называемая “поза пингвина”: обе птицы приподнимаются над водой, вытянув наклонно шею вверх и подняв клюв, одновременно хлопая лапами по воде. Иногда один из партнеров бросается на противника с поднятыми крыльями. Во время драки противники клюют друг друга в голову или шею, иногда даже атакуют из-под воды. Агрессию в гнездовый период краснозобая гагара проявляет и в отношении других видов птиц, особенно уток, причем выражается она в основном демонстративными бросками и нырками.

Гнездо краснозобые гагары устраивают либо на суше, либо на воде. Гнезда первого типа характерны для олиготрофных озер различной глубины. Гнездо располагается на берегу совершенно открыто, у самого уреза воды (не далее 30 — 40 см), так чтобы птица могла легко на пего вылезти и сойти с него в случае опасности. К гнезду обычно ведет лаз, по которому насиживающая птица соскальзывает в воду (иногда таких лазов бывает два). Наиболее часто птицы устраивают гнездо на небольших мысках или на островках, но иногда и на совершенно ровном берегу. Гнездо строят оба члена пары, оно представляет собой плотно утрамбованную кучу мха, стеблей осоки или арктофилы, иногда с добавлением водорослей, которые птицы достают со дна водоема. На вершине гнезда имеется хорошо выраженное углубление — лоток. Размеры гнезда: диаметр 25 — 35, диаметр лотка 18 — 20, глубина лотка 3 — 5см. Как правило, гнездовая подстилка пропитана водой, но иногда гнездо устраивается на сухой сфагновой кочке. Несколько иначе устроены полупогруженные гнезда на мелководных озерах с развитой прибрежной растительностью: гнездовый материал птицы укладывают в воду в густых зарослях осоки или арктофилы на глубине 30 — 80 см так, чтобы готовое гнездо, имеющее форму усеченного конуса, поддерживалось этими стеблями в воде. Постройка бывает в таких случаях довольно массивной, хотя над водой выступает всего на 5 — 8 см. Обычно такое гнездо хорошо укрыто окружающей растительностью. Подстилка всегда пропитана водой.

Копуляция происходит на суше. Предкопуляционный ритуал начинается с окунания клювов в воду и шумных нырков, причем оба партнера первоначально лежат на воде друг против друга, вытянув навстречу шеи под углом 45°, и в убыстряющемся темпе одновременно опускают клювы в воду, а затем ныряют броском и разворачиваются под водой. Демонстрация повторяется несколько раз. После этого самка медленно плывет вдоль берега с подвернутым к груди клювом и, выбрав подходящее место, выбирается на сушу, где замирает, иногда имитируя постройку гнезда. Это может повторяться несколько раз, прежде чем самец последует за самкой на берег. Во время копуляции самец держится на спине самки почти вертикально с опущенной вниз головой. После копуляции, которая длится 10 — 20 с, самец сразу же возвращается в воду, а самка некоторое время продолжает оставаться на суше, продолжая имитацию гнездостроения, иногда вытянув горизонтально шею. Копуляция повторяется около шести раз в сутки со времени образования территории до откладки яиц, иногда и дольше. Изредка копуляция происходит на воде вне гнездовой территории.

Откладка яиц обычно начинается в Западной Европе в середине мая, на Белом море в конце мая — начале июня, в тундрах Западной и Восточной Сибири — во второй-третьей декадах июня. При холодных затяжных веснах начало откладки может происходить даже в первой половине июля (на Ямале в 1978 г. 10 — 14 июля). Интервал между откладкой яиц 24 — 36 ч, но изредка значительно дольше (до восьми суток). Полная кладка в подавляющем большинстве случаев состоит из двух яиц (80 — 90%), значительно реже из одного (10 — 20%) и как величайшая редкость — из трех. Нормальна одна кладка в году, но при потере кладки в начале инкубации птицы могут отложить вторую с интервалом в пять-семь дней. Яйца эллипсоидно-удлиненной формы, скорлупа слабо зернистая, окраска сложная, основной фон от зеленовато-оливкового до темного оливково-бурого, рисунок в виде четких неправильных буровато-черных редких пятен и крапинок, беспорядочно разбросанных по скорлупе, иногда пятна почти отсутствуют. Скорлупа со слабым маслянистым блеском, по мере насиживания блеск заметно усиливается. Средний размер яиц 71,2 х 45,4 мм, вес 74,0 г.

Насиживание начинается с первого яйца, насиживают оба члена пары, но самка значительно больше. При приближении опасности насиживающая птица чаще заблаговременно сходит незаметно на воду и плавает неподалеку от гнезда, не улетая даже при приближении человека. Иногда же птица подпускает человека вплотную и вылетает из-под ног, тут же садясь на воду. Свободная от насиживания птица либо находится на воде поблизости от гнезда, либо улетает на кормежку на подходящий водоем.

Длительность инкубации 24 — 29 суток. Птенцы рождаются асинхронно, вес новорожденного птенца около 65 г при общей длине 160 мм. В течение первых суток птенцы остаются в гнезде, где их обогревают родители. В дальнейшем их обогревают в подходящих местах на берегу, куда иногда перевозят на спине. В течение одной-двух недель один из родителей непрестанно находится при птенцах, в отсутствие родителей птенцы прячутся в прибрежной растительности или под берегом. Начиная с третьей недели родители оставляют птенцов надолго во время кормовых отлучек, а иногда даже переводят их на более крупные озера. Птенцы не могут ходить по суше, а передвигаются своеобразными прыжками.

Начиная со второго дня родители кормят птенцов, принося в клюве мелкую рыбу, ракообразных или растительную пищу. Хотя птенцы могут плавать и нырять с первого дня жизни, самостоятельно добывать корм они не умеют и выпрашивают его, плавая перед родителями, пища и поклевывая их в грудь и клюв. Как и у других видов гагар, между птенцами отчетливо развиты конкурентные отношения, птенцы агрессивны, и семейные связи между ними отсутствуют. Очень слаба и связь между птенцами и родителями. Самостоятельно кормиться птенцы начинают в возрасте четырех-шести недель, и семейная группа обычно распадается через восемь-десять недель, но отдельных птенцов родители иногда продолжают кормить и позже, после переселения на озера или море. Птенцы начинают летать на 38 — 48-й день, когда они полностью оперены. Величина гнездовой смертности (гибель кладок и пуховых птенцов) для Шетландских островов, по Дж. Банди, из 91 яйца вылупилось 29,7% и поднялось на крыло 19,8%. При средней величине кладки 1,8 на гнездовую пару в зависимости от типа и величины водоема приходится за сезон 0,37 — 0,46 птенцов.

Читать сначала: Краснозобая гагара