МЕТАСТРОНГИЛЁЗ. Заболевания свиней. Болезни свиней их лечение. Профилактика и лечение заболеваний у свиней. Болезни (заболевания) домашних животных. Лечение. Инфекционные заболевания животных

МЕТАСТРОНГИЛЁЗ

Перейти в оглавление раздела: Болезни домашних животных

* Болезни свиней

Прохорова И.А. кандидат ветеринарных наук, руководитель отдела продаж НПО НАРВАК

МЕТАСТРОНГИЛЁЗ – сезонное (летне-осеннее) заболевание преимущественно молодняка свиней, проявляющееся кашлем, затруднённым дыханием.

Возбудитель заболевания – нематода Metastrongylus clongatus, M.pudendotectus, M.salmi, локализующаяся в бронхах, в основном, в диафрагмальных долях.

Цикл развития. Метастронгилюсы развиваются с участием промежуточных хозяев – разных видов дождевых червей. Самки выделяют в просвет бронхов яйца со сформировавшимися личинками. При откашливании со слизью яйца проглатываются животными, а затем вместе с фекалиями выделяются во внешнюю среду, где их и заглатывают дождевые черви. В организме червей яйца превращаются в личинки, дважды линяют и становятся инвазионными. При поедании дождевых червей личинки метастронгилюсов освобождаются и внедряются в стенку слепой и ободочной кишок, проникают в мезентериальные лимфатические узлы, остаются в них на 3-5 дней, дважды линяют, затем по лимфатическим сосудам и малому кругу кровообращения заносятся в лёгкие. В лёгких они разрывают капилляры и стенки альвеол, попадают в просвет бронхов и через 3-5 недель превращаются в половозрелых самцов и самок. Метастронгилюсы живут в организме свиней от 3-5 месяцев до 1 года. В свинарниках и высушенных фекалиях яйца сохраняются 7-9 месяцев, а во влажных фекалиях и навозе – до 18-20 месяцев. На затенённых местах пастбища и выгульных двориков яйца сохраняются до 26-36 месяцев (в условиях северной и центральной зон страны), а на открытых участках – 22-26 месяцев. В теле дождевых червей инвазионные личинки сохраняют жизнеспособность в течение всей жизни червей, то есть до 5-7 лет.

Эпизоотологические данные. Болезнь распространена повсеместно. Но чаще встречается в местностях с более увлажнёнными почвами в конце лета и осенью. Чаще болеют поросята в возрасте 2–9 месяцев. У взрослых свиней (старше 1 года) болезнь протекает почти бессимптомно. Животные заражаются на территории свиноферм, выгульных двориков и в свинарниках с земляными или деревянными полами. Источник возбудителя заболевания – больные свиньи и гельминтоносители, выделяющие с фекалиями во внешнюю среду яйца метастронгилюсов. Факторы передачи возбудителя - дождевые черви, инвазированные личинками метастронгилюсов.

Течение и симптомы. При высокой степени инвазии у поросят после отъёма заболевание может протекать в подострой форме и через 4-6 недель закончиться летальным исходом. Но чаще оно протекает хронически. Симптомы заболевания появляются через 7-10 дней или позднее после интенсивного заражения. Поросята становятся угнетёнными, дыхание учащённое, появляется кашель. Вначале он слабый и редкий, а затем становится более сильным, частым. Дыхание становится напряжённым, менее глубоким, более частым (60-80 движений в минуту) с брюшным затруднённым растянутым выдохом (характерно для метастронгилёза). При аускультации прослушиваются влажные хрипы. В дальнейшем животные слабеют, худеют, отстают в росте, плохо поедают корм или полностью от него отказываются, но охотно пьют воду. Температура тела в основном нормальная. Смерть наступает при картине резкого угнетения и явлениях асфиксии. При выздоровлении симптомы постепенно исчезают, появляется аппетит, но поросята длительное время отстают в росте. При низкой степени инвазии признаки болезни стёртые или не выявляются (у взрослых свиней). После переболевания животные становятся устойчивыми к повторному заражению.

Диагноз при жизни ставят на основании клинических и эпизоотологических данных, а также обнаружением яиц метастронгилюсов в фекалиях свиней методом Щербовича. После смерти – на основании патологоанатомического вскрытия.

Лечение. Применяют Новомек 1% в дозе 1 мл на 50 кг массы тела подкожно, однократно.

Профилактика. Тщательная ежедневная уборка навоза из свинарников и вывоз его в навозохранилище. В свинарниках и на выгульных двориках должны быть цементные полы или деревянные, но настланные на цементное основание, чтобы дождевые черви не могли проникать в станки для свиней. Территорию свинарника постоянно содержат в чистоте и в сухом состоянии. Поступающий в хозяйство молодняк для племенных целей или откорма в период карантина исследуют на метастронгилёз. В случае обнаружения инвазии их лечат и только после этого допускают в общее помещение. При установлении в хозяйстве случаев метастронгилёза и падежа от него, молодняку 3-9-месячного возраста назначают Новомек. Осенью животных дегельминтизируют с профилактической целью.

Источник: http://www.narvac.com