Полевой воробей.Вид: Passer montanus Linnaeus, 1758 = Полевой воробей. Настоящие воробьи. Подсемейство: Passerinae = Настоящие воробьи. Ткачиковые. Птицы-ткачи. Семейство: Ploceidae = Ткачиковые. Воробьиные, воробьинообразные:Отряд: Passeriformes = Вор

Отряд: Passeriformes = Воробьиные, воробьинообразные

Подотряд: Oscines = Певчие

Семейство: Ploceidae = Ткачиковые

Подсемейство: Passerinae = Настоящие воробьи

Род: Passer Brisson = Настоящие воробьи

Читать дополнительно: Полевой воробей

Вид: Passer montanus Linnaeus, 1758 = Полевой воробей

Кроме домового воробья широко распространен и полевой воробей (Passer Фотоmontanus). Он отличается небольшими размерами, – меньшими, чем у домового и других воробьев Европы. Верх головы у него коричневый, самец и самка окрашены одинаково (в отличие от более яркого самца у домового воробья). По образу жизни полевой воробей во многом схож с домовым, но есть у него и свои особенности. Само название «полевой» характеризует частую встречаемость этого вида на полях, в селах, маленьких поселках. Но это приуроченность весьма относительна. Английское название полевого воробья – «древесный воробей». Действительно, в Западной Европе этот вид чаще обитает в старых лиственных лесах, парках, садах, лесопарках. На севере же и на востоке ареала он обычно гнездится в селениях, а в лесах – реже. В Приморье и на Сахалине полевой воробей живет исключительно рядом с людьми. В Средней Азии из всех местных воробьев он связан с человеком в наибольшей степени, практически не гнездится вдали от его поселений, и тут его можно бы назвать «домовым». В тропиках Юго-Восточной Азии полевой воробей предпочитает селиться в городах. Правда, в городах он встречается и в Европе так же, как и домовый воробей, но реже. Например, в Киеве мы наблюдали его на окраине города, возле пустырей и в городских парках. Фактически этот вид обитает во всех городах Украины и тут заслуживает названия «городского». Но в то же время гнездится он и в долинах рек, на лугах, где растут отдельные деревья и кусты, вдоль дорог, на окраинах сел и небольших поселков, на лесных полянах, в лесополосах вдоль полей, то есть он все-таки и «полевой» тоже...

Полевой воробей распространен на большой территории Евразии и расширяет свой ареал из Азии в Европу, с юга и востока на север и запад, то есть несколько иначе, чем домовый воробей. Он отсутствует на севере Сибири, на Крайнем Севере, на северо-востоке и юго-западе Азии, в Индии, Аравии, на юге Балканского полуострова. На север полевой воробей в целом заходит дальше домового – до 70° с. ш. в Норвегии, у побережья Белого моря, устья Печоры, Кольского полуострова, на севере Урала, до 64° с. ш. в Якутии (тут он, как и домовый воробей, замечен только в селениях человека). Наблюдали его на Памире и в Гималаях на высоте 3,5 тыс.м.

В последнее столетие полевой воробей расселился в новых районах. С начала XX в. он распространяется в Сирии, Ираке, Иране, Турции, Сардинии, Италии, Албании, в республиках Югославии. С середины XX столетия появился на Кипре, Фарерских островах, в Шотландии, Ирландии, Исландии, вселился на острова Корсика и Мальта, а с 1989 г. – и на Канарские острова. Встречается этот вид уже и на севере Африки – отдельными поселениями. Расселился в Индонезии, был завезен на некоторые Филиппинские острова.

Завезли полевого воробья и в Америку, но Фототут он распространился не так широко, как домовый, – заселил только штаты Миссури и Иллинойс. Несмотря на неоднократные завозы в Австралию, полевой воробей и там прижился только на очень ограниченной территории на юге – возле Мельбурна, в штатах Виктория и Новый Южный Уэльс.

Сейчас в 38 странах Европы обитает более 15 млн пар этих птиц. В России, вероятно, более 3 млн, в Турции – до 500 тыс. Численность полевого воробья в Европе сильно колеблется, что, видимо, связано с периодическими суровыми зимами. На севере ареала его численность может изменяться порой в 10 раз. Но в ряде стран усиленное применение в сельском хозяйстве ядохимикатов (особенно хлорорганических), тщательная, без остатков, уборка урожая зерновых культур, асфальтирование дорог и уничтожение дикой растительности в населенных пунктах приводят к устойчивому снижению численности полевого воробья. Так, в Швейцарии с 1940 по 1974 г. число этих птиц уменьшилось на 2/3, в Англии и Ирландии до 1960 г. отмечался рост численности этого вида, а затем – снижение ее на 87%. Только в последние годы XX в. отмечается незначительный рост числа полевых воробьев в этих странах. С другой стороны, полевого воробья становится больше на границе ареала домового – на юге Сибири, в Средней Азии и Центральной Азии, на Дальнем Востоке, в Забайкалье.

Гнезда полевой воробей предпочитает строить в разных дуплах, норах в обрывах, в поселках – под крышами домов. Как и у домового воробья, гнезда – небрежные кучки растительных остатков, перьев, шерсти. Больше насиживает яйца самка, самец только кормит ее и потомство, охраняет гнездо, – как и у других видов воробьев.

Домовый и полевой воробьи могут конкурировать за места гнездования – более крупный домовый нередко вытесняет полевого из удобных местечек. В свою очередь, воробьи могут пытаться выжить других птиц – мухоловок, горихвосток, трясогузок, синиц – из их убежищ. Полевые воробьи при этом часто действуют парами: одна птица охраняет захваченное место снаружи, другая все время сидит в гнезде. Очень активно полевой воробей заселяет искусственные гнездовья для мелких птиц, в частности скворечники. В отдельных районах большинство скворечников бывает занято воробьями – это основное и главное место их гнездования. В Московском регионе, под Санкт-Петербургом, в Литве – до 70–80% и более полевых воробьев гнездятся в искусственных убежищах, гнездовьях для птиц. Скворцы, правда, успешно изгоняют воробьев из этих убежищ. Обычно могут отстоять свои жилища и большие синицы.

Борьба за убежища идет между воробьями и стрижами, и определенное число воробьев даже гибнет в этих схватках. Известны случаи, когда стая ласточек замуровывала в гнезде занявшего его воробья.

Пары полевых воробьев сооружают гнезда на определенном расстоянии друг от друга, и лишь в конце лета вместе с подросшими птенцами соединяются в стаи на местах кормления.

Гнездится полевой воробей 2–3 раза за сезон (до 4 раз в тропической Азии). В кладке бывает 3–8, чаще 5–6 яиц. Но к осени возросшая за лето численность воробьев вновь снижается, иногда в 5 и более раз. Зимой общая численность воробьев в одном месте может сократиться до 15% летнего их числа. Часть птиц гибнет (хотя полевой воробей может выдерживать зимой температуру до –50 °С), часть молодых разлетается в новые районы.

Полевой воробей более подвижен, чем домовый, и может отлетать за кормом за 3 км от места ночевки. Обычные миграции молодых птиц доходят до 100 км, в Японии – до 500 км и более. Отдельные птицы из Ленинградской области долетали до Португалии за 3,5 тыс. км от места рождения. Есть у этого вида и зимние кочевки.

В то же время отдельные пары могут использовать свои гнезда 2–3 сезона подряд, так что только часть птиц склонна к миграции. У полевого воробья обычно это молодые особи, ищущие лучшие места для гнезд к весне и не занявшие их в ходе осеннего полового возбуждения (сходного с таковым у домового воробья).

Как и домовый, полевой воробей выкармливает птенцов насекомыми и пауками. По некоторым наблюдениям, он более насекомояден в этот период, чем домовый воробей. Но взрослые воробьи и вылетевшие из гнезда птенцы переключаются на питание семенами растений и ягодами. В районах массового выращивания зерновых полевой воробей считается даже большим вредителем, чем домовый. Он может уничтожать до 90% пшеницы вдоль лесополос, большую часть урожая проса, подсолнуха, конопли и др.

Полевые воробьи предпочитают зерна в стадии восковой зрелости, они группами садятся на стебли и колосья и своим весом стряхивают часть зерен на землю, где потом их и клюют. Но могут добывать семена и из колосков.

Стая полевых воробьев как бы «перекатывается» по полю волнами – часть птиц кормится, а часть смотрит по сторонам и в случае опасности издает определенные звуки, разные в зависимости от того, с земли или с воздуха исходит угроза. Тогда вся стая снимается и улетает, или низко над землей, меняя направление, или, напротив, поднимаясь высоко.

На юге Украины воробьи активно клюют подсолнечник, в Азии – рис. В день один воробей может съесть и повредить зерна 11 колосков пшеницы. Но весной за день выкармливания птенцов пара воробьев приносит им насекомых около 300 раз, в том числе до десяти гусениц и личинок пилильщиков – вредителей растений. Правда, птенцы едят насекомых чуть более недели, а затем переходят на зерновой корм.

Нередко на местах кормления бывают смешанные стаи домовых и полевых воробьев, а в Средней Азии к ним присоединяется еще и черногрудый воробей (Passer hispaniolensis), который также способен нанести вред посевам. В Средней Азии и Казахстане на полях появляется еще индийский воробей (Passer indicus). Но разобраться в видовом составе больших смешанных стай птиц на полях не всегда легко, потому и трудно определить ответственность каждого вида за урон, нанесенный урожаю.

Как и домовый воробей, полевой полезен на севере, где выращивают мало злаков, где мало садов. В южных, земледельческих, районах он может приносить вред, но и тут нужны уточнения. В Средней Азии, например, воробьи очень полезны на хлопковых полях – хлопку они не вредят, а собирают насекомых-вредителей. Но рядом, на зерновых посевах, клюют зерно.

Воробьи обычно кормятся на краях поля и не залетают на него далее 100–150 м. Поэтому на обширных полях они приносят значительно меньший вред, чем на маленьких участках, особенно на опытно-селекционных посевах, которые обычно расположены рядом со зданиями, дорогами, лесополосами – местами отдыха и гнездовьев воробьев.

Специальные посадки диких ягодных растений и злаков рядом с полями отвлекают на себя внимание воробьев, что снижает потери урожая. Так, экологические меры могут уменьшать вред от птиц, тогда как их прямое уничтожение часто бывает неэффективным. Известно, что в Китае в середине XX в. была проведена массовая компания по уничтожению полевого воробья как вредителя проса, риса, пшеницы. Но после этого резко выросло число насекомых-вредителей этих же культур. В дальнейшем в этой стране отказались от попыток уничтожения воробьев и признали их полезными, даже заслуживающими охраны.

Благодаря своей высокой численности и широкому распространению воробьи играют большую роль и в природных экосистемах. Они – объект питания многих хищников. Всего около 28 видов птиц, млекопитающих, рептилий едят воробьев, их яйца и птенцов. Это кошки, собаки, ястребы, соколы, совы, сычи, вороны, сороки, сойки, сорокопуты, змеи. У некоторых хищных птиц – пустельги, ушастой совы, неясыти – доля воробьев в питании может доходить до 10%, а у дербника – даже до 25%.

Полевой воробей, как и домовый, переносит на себе разных паразитов: 6 видов блох, более 20 видов клещей, более 23 видов внутренних паразитов и вследствие своей высокой численности имеет определенное эпидемиологическое значение, особенно для других птиц.

Люди зачастую прямо влияют на снижение численности воробьев. Так на дорогах Франции около 10% всех сбитых автомашинами птиц – это полевые воробьи. В сельскохозяйственных районах на юге ареала специальными мерами иногда уничтожают до 90% полевых воробьев, на юге Азии их еще нередко употребляют в пищу. А вот в Европе общественное мнение сейчас благосклонно относится к полевым воробьям – этот вид занесен в Приложение № 3 списка Бернской Конвенции по охране животных и растений Европы.

Данная статья была опубликована в № 02/2005 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".