Перепелятник малый или Индийский ястреб, бесра , Вид: Accipiter virgatus (Temminck, 1822) = Перепелятник малый или Индийский ястреб, бесра , ястреб, канюк, орел, змееяд, лунь, коршун, осоед. Семейство: Accipitridae = Ястребиные. Дневные хищные птицы, соко

Вид: Accipiter virgatus = Перепелятник малый

Вид: Accipiter virgatus = Перепелятник малый или Индийский ястреб, бесра

Мелкий ястреб, похожий на перепелятника (Accipiter nisus), но мельче и темнее. Белая бровь отсутствует или же выражена слабо. На горле темная продольная полоса. Самец размером с дрозда (Turdus pilaris), сверху темно-сизый с отливом, снизу бледно рыжий с белым поперечным рисунком менее заметным, чем у перепелятника (Accipiter nisus), издалека часто сливающимся в сплошной рыжий фон. Крыло снизу с темными пестринами, более интенсивными, чем у перепелятника, но не образующими сплошных четких полос (между пестринами светлые пробелы). Глаза красно-бурые.

Самка крупнее (мельче голубя Columba livia), сверху бурая или сизо-бурая, снизу светлая с поперечными полосами. Полосатость снизу прерывающаяся. Глаза желтые.

Вес 0,10-0,21 кг, длина - 25-35 см, крыло самцов - 15,5-17,0 см, самок - 17,0-20,2 см, размах - 51-65 см.

Молодые очень похожи на перепелятников (Accipiter nisus), сверху темно-бурые с рыжими каймами по вершинам кроющих, снизу с коричневыми круглыми или каплевидными пятнышками на брюшке, продольными полосами на груди и поперечными на боках.

Пуховые птенцы белые, шелковистые, без кольца из темных перьев вокруг глаза, чем отличаются от птенцов перепелятника (Accipiter nisus).

В полете на дальнем расстоянии от перепелятника (Accipiter nisus) отличим с трудом. Голос: Громкий и звонкий клекот "кьяй-кьяй-кьяяяй".

Встречается в лесах Южной Сибири и Дальнего Востока. Излюбленными гнездовыми биотопами малого перепелятника являются темнохвойные, темнохвойно-мелколиственные леса и пойменные леса с присутствием ели. Первые два типа биотопов этот вид населяет в полосе низкогорий и среднегорий (Алтай, Саяны, Кузнецкий Алатау), второй -в предгорных районах и центральных частях южных степных котловин (в частности р.Тес-Хем и ее притоки в Убсу-Нурской котловине). В кедрово-еловом поясе редок.

Явно тяготеет к долинам рек и ручьев с мозаикой лугов и полян.

Гнезда устраивает преимущественно на молодых и среднего возраста темнохвойных - ели и пихте, часто используя под основу гнезда метлы, в 50-300-х м от небольшого открытого пространства. Гнезда располагаются на боковых ветвях у ствола или в некотором удалении от него. Высота расположения гнезд заметно выше, чем у перепелятника и составляет 8-17 м, обычно 10-15 м. Постройки обычно укрыты в середине или верхней части кроны густыми лапами, так что их очень трудно заметить снизу при беглом наблюдении. Фото

Гнездовая постройка рыхлая, сделанная из тонких веточек, часто перевитых травой. Размер гнезда: диаметр 25-40 см, в среднем 35 см, высота гнезда 10-35 см, в среднем 20 см, диаметр лотка 15-40 см, в среднем 25 см, глубина лотка 5-15 см, в среднем 10 см. Лоток относительно глубокий, в связи с чем, самка сидит на кладке, утопая в нем почти по плечи. От гнезда перепелятника постройка хорошо отличается обильной выстилкой из хвои и зелеными веточками хвойных, которыми выкладывается край гнезда.

В кладке 4-6 яиц. Окраска яиц белая, с красно-бурыми пятнами и крапинами. Размер яиц: 34,2-40,5 х 28,5-30,5 мм, в среднем 37,8 х 29,3 мм.

Самка на гнезде сидит довольно плотно, не слетает до тех пор, пока по дереву не ударить. Летает вокруг и кричит. При осмотре гнезда, птицы часто атакуют, пытаясь ударить, подобно чеглокам (Falco subbuteo), что для перепелятника (Accipiter nisus) нехарактерно.

Расстояние между гнездами разных пар близко к таковому у перепелятника (Accipiter nisus).

Следы жизнедеятельности

Следы жизнедеятельности похожи на таковые перепелятника (Accipiter nisus). Для малого перепелятника тоже характерно ощипывание жертв на невысоких присадах. Погадки неотличимы от таковых перепелятника.

Методы выявления

Малый перепелятник из мелких ястребов один из самых трудно выявляемых видов. Пожалуй, это одна из первых причин его "редкости" и малоизученности. В отличие от перепелятника у этого вида менее интенсивная голосовая активность и большая терпимость к беспокойству, хотя в разных условиях обитания эти черты могут варьировать.

Наиболее оптимальным способом выявления является площадочный и маршрутно-точечный методы обработки гнездопригодных биотопов. В этом случае требуется хорошо локализовать гнездопригодный биотоп, что в ряде случаев сделать сложно.

Возможно, имеет смысл использовать воспроизведение фонограммы при прочесывании биотопов, однако этот способ на данном виде еще не опробован.

http://ecoclub.nsu.ru/raptors/species/accip_nis.shtm/ автор И. Карякин