Верблюдки. Rhaphidioptera Navas, 1916 = Верблюдки

Вид: Raphidia notata = Верблюдка меченая

Читать дополнительно: Палочники

Отряд: Rhaphidioptera Navas, 1916 = Верблюдки

ОТРЯД ВЕРБЛЮДКИ (RHAPHIDI0PTERA)

Верблюдки — очень небольшой отряд, включающий несколько видов, относящихся к 2 семействам.

В профиль силуэт переднего конца тела верблюдки и впрямь отдаленно напоминает шею и голову верблюда, откуда и произошло название этих своеобразных представителей древней группы насекомых. У этих насекомых удлиненное тело, вытянутая голова и особенно характерна очень длинная переднеспинка. У верблюдок две пары сетчатых крыльев, почти одинаковых размеров с небольшими темными пятнами близ вершин — так называемыми птеростигмами, играющими роль стабилизаторов при полете. Полет верблюдок порхающий, при полете иногда слышен легкий треск. У самок на заднем конце тела имеется длинный яйцеклад.

Верблюдки — прожорливые хищники; как это часто бывает у хищников, у них хорошо развиты большие фасеточные глаза; кроме того, на лбу между глазами у некоторых по 3 простых глазка. Усики довольно длинные, нитевидные, при поисках пищи вибрирующие. Верблюдки охотятся, ползая по веткам, на различных медленно двигающихся насекомых — в основном на тлей и гусениц.

Спариванию верблюдок предшествуют длительные «игры», во время которых они иногда друг друга сильно кусают, после чего самец вводит в половое отверстие самки сперматофор. Вскоре после спаривания самки откладывают яйца.

Верблюдки — лесные жители. В наших лесах средней полосы, например в окрестностях Брянска, они откладывают яйца под кору деревьев, а в сухих байрачных лесах и полезащитных лесных полосах в степной зоне — в поверхностный слой почвы. Недели через две из яиц выходят личинки. Как и у всех насекомых с полным превращением, у личинок мало общего со взрослой верблюдкой, но все же по очертаниям головы и удлиненной, блестящей, сильно склеротизованной перед-неспинке можно угадать будущую верблюдку.

Тело личинки верблюдки удлиненное, веретеновпдное, сверху сплющенное, спинная поверхность средне- и заднегруди и брюшко мягкие с коричневатыми узорами, благодаря чему личинки незаметны на фоне коры или опавших листьев, где они охотятся на личинок двукрылых, гусениц, тлей и других насекомых. Проникая в ходы короедов, они уничтожают их личинок. Личинки верблюдок довольно быстро бегают вперед, но еще быстрее они могут пятиться назад, поочередно то выпрямляя, то дугообразно выгибая брюшко, подогнутый конец которого служит «седьмой ногой» личинки. Личинка развивается в течение 2 лет, после чего делает себе колыбельку из частиц почвы (в более сухих местностях, где верблюдки развиваются в лесной подстилке и почве) или из отгрызенных кусочков коры в трещинах оснований стволов (в более влажных лесах, где верблюдки обитают на коре деревьев) и в ней окукливается.

Куколки сперва белые, непигментиро-ванные, как большинство обитающих в колыбельках свободных куколок, но через 2 недели куколка начинает темнеть, ее покровы отвердевают, она покидает свою колыбельку, после чего свободно и быстро бегает по трещинам коры или в подстилке. Эта способность к беганью куколки — редкий случай для наземных насекомых с полным превращением. Превращение куколки во взрослую верблюдку происходит обычно в утренние часы. Взрослые верблюдки вылетают в начале лета, их жизнь продолжается до 2/4 месяцев.

Верблюдки — широко распространенная и в Старом и в Новом Свете группа насекомых, но везде они не слишком многочисленны, причем связаны только с довольно влажными местами.

Ископаемые остатки верблюдок известны из пермских отложений, а в миоцене уже были известны представители современных родов. У нас встречается 2 семейства верблюдок. У Rhaphidiidae (настоящие верблюдки) между фасеточными глазами на лбу по 3 простых глазка, а у Inocelliidae (безглазки) простых глаз нет. Практическое полезное значение верблюдок в отдельные годы бывает велико — их личинки уничтожают в лесах в массе размножающихся вредителей, в частности кладки непарного шелкопряда.