Цератопсы, Рогатые динозавры

Цератопсы, Рогатые динозавры

Перейти в оглавление раздела: Виды динозавров

Читать: * Цератопсы, рогатые динозавры * Протоцератопс* Трицератопс

Трицератопс - самый типичный представитель рогатых ящеров. Свое название этот динозавр получил за три рога, расположенных на его голове. Один из них возвышался над носом трицератопса, а два другие располоагались над его глазами.

В длину трицератопс имел приблизительно 6 м, а в высоту - 2,6 м. Благодаря тому, что голова в задней ее части прикрывалась большим затылочным щитом, общая длина черепа достигала приблизительно 2 м.

Рис. Трицератопсы

В свое время, т.е. в самом конце мелового периода, трицератопсы были очень распространенными животными. Тного видов их жило на территории Северной Америки в США в штатах Вайоминг, Монтана и Колорадо. В конце мелового периода здесь, наряду с большими болотами, встречались более высоко расположенные сухие местности, поросшие смешанным лесом. Из древесных пород здесь произрастали секвойи, гинкго, тополя, дубы, ивы, клены и другие породы, а под пологом леса имелся богатый подлескок из различных кустарников и трав.

ФотоМоноклон

В 1914 году в Канаде, в районе Рэд Дир Ривер в штате Альберта, работавшая под руководством Барнума Броун экспедиция нью-йоркского Американского естественно-исторического музея обнаружила очень полный скелет рогатого ящера, получивший название "Моноклон" (MONOCLONIUS). Свое название этот рогатый динозавр получили за имевшийся у него единственный длинный рог, который украшал его череп в районе носа. В длину моноклон превышал 5 м, а длина черепа от конца морды до заднего края (воротника) была равна 1,42 м.

По форме тела рогатые динозавры различались мало и очертания их тела былы приблизительно одинаковыми. А отличались они  один от другого в основном числом, величиной и положением рогов. Рога могли сидть на носу, как, например, у современного носорога, торчать из лба или из скуловых дуг. А вот у стиракозавра (STYRACOSAURUS), защитный воротник продолжался назад в ряд длинных острых рогов.

Рис. Стиракозавр

Задний край несплошного прерывистого воротника украшали шесть длинных и мощных роговых шипов, расположенными полукругом. Кроме того, голова стиракозавра была вооружена полуметровым носовым рогом. Благодаря всем рогатым украшениям голова стиракозавра достигала в длину двух и более метров и 1,5 м в ширину.

Цератопс с двумя рогами на носу

В пустыне штата Юта палеонтологи Джим Киркленд (Jim Kirkland) и Дон Де Блие (Don DeBlieux) ообнаружили череп динозавра, возраст которого оценили примерно в 80 млн. лет назад.

Как оказалось,  окаменелые останки выступающие из известняка, принадлежат одному из цератопсид – меньшим по размерам и более древним родственникам известного трицератопса. Обнаруженный динозавр был травоядным и, по-видимому, имел длину порядка 4,5 м и высоту «в плечах» - около 1,8 м. Он был уникален тем, что на его черепе располагается два «носовых» рога и это первая находка рогатого динозавра, обнаруженная к югу от штата Монтана.

По оценкам палеонтологов из музея и университета штата Юта, потребуется примерно год, чтобы исследовать череп и дать ему научное название. После чего череп будет выставлен на обозрение в музее.