Палеолит в Крыму.Эпоха ашель. Общая характеристика. История Крыма. Историко-этнографическая справка. Вся история Крыма

Палеолит в Крыму. Общая характеристика

Крым с космосаПерейти в оглавление раздела:Заселение Крыма человеком

Читать дополнительно: Палеолит в Крыму

Палеолит (2600-10 тыс.лет назад)

Первые люди появились в Крыму в период среднего палеолита или мустье, который длился с 2600 до 40 тыс. лет назад. Это были предки людей современного физического типа. Впервые останки таких людей были обнаружены в долине Неандерталь в Германии, поэтому в литературе их обычно называют неандертальцами.

Неандертальцы были невысокого роста, но мощного телосложения. Череп неандертальца значительно отличается от черепа современного человека. Черепная коробка — низкая, лоб скошенный, над глазами расположен мощный надбровный валик, подбородочный выступ отсутствует. Изучение черепов неандертальцев позволило сделать следующие выводы. По объему головного мозга (до 1700 куб.см) они несколько превосходили современных людей. Лобные доли мозга у них были развиты весьма слабо, а ведь именно там у человека находятся центры абстрактного мышления и торможения. Поэтому считается, что у неандертальцев существовали лишь примитивные представления, и, кроме того, они отличались агрессивным поведением. Отсутствие подбородочного выступа свидетельствует о том, что речь неандертальцев не отличалось выразительностью, а лексикон — разнообразием.

Жили неандертальцы в условиях, значительно отличавшихся от современных. Эпоха мустье по времени практически совпадает с периодом резкого охлаждения климата Земли, получившим название Валдайского, или Вюрмского оледенения. С севера придвинулся великий ледник, южная граница которого находилась приблизительно на широте современного Смоленска. Дувшие с ледника холодные ветры существенно повлияли на климат, флору и фауну Крымского полуострова. В его степной части распространилась травянистая тундровая растительность, в горах выросли сосновые и березовые леса. Фауна отличалась разнообразием: в Крыму жили мамонты, шерстистые носороги, пещерные львы, пещерные и бурые медведи, рыси, волки, лисы, песцы, зубры, гигантские, благородные и северные олени, сайгаки, ослы, косули, зайцы.

Места обитания людей каменного века обычно называют «стоянками». Суровый климат вынуждал искать убежища в гротах или под скальными навесами. Множество подобных памятников расположено в предгорном Крыму. Самые известные из них — Шайтан-коба (у с. Скалистое Бахчисарайского района), Староселье (на окраине Бахчисарая), Заскальная I- IX, Ак-Кая I-V (у с. Вишневое Бело-горского района). Иногда строили искусственные жилища. На стоянках Волчий Грот (у с. Мазанка Симферопольского района) и Киик-Коба (у с. Баланово Белогорского района) обнаружены остатки, вероятно, ветровых заслонов. У входа в грот складывали в виде вала камни, в которых укрепляли ветви деревьев, защищавшие стоянку от холодного ветра. На площадке у входа в грот Чокурча на окраине Симферополя обнаружено скопление костей мамонта. Можно предположить, что некогда эти кости составляли каркас обтянутого шкурами жилища.

На мустьерских стоянках жили коллективы из 20-30 особей. В результате деятельности людей образовывался слой, насыщенный кремневыми орудиями и их обломками, костями животных, остатками костров. В некоторых местах люди жили (с перерывами) в течение тысячелетий. На таких стоянках толщина культурного слоя достигала нескольких метров.

Основным материалом для производства орудий служил кремень. От небольших плиток камня откалывали части необходимого размера и формы (отщепы), которые подвергали специальной обработке — ретуши. Для этого на край заготовки надавливали специальным костяным орудием — отжимником, отделяли чешуйки кремня и, таким образом, изменяли форму орудия и заостряли его. Самыми популярными орудиями были остроконечники и скребла. Остроконечник — орудие треугольной формы, у которого заострены две стороны и вершина между ними — служил, в основном, для разрезания шкур. Скребло также имеет треугольную форму, с заостренной только одной стороной. Скреблом скоблили шкуры убитых животных, удаляя остатки мездры, мяса, жира. Использовали и орудия иных форм — ножи, рубила. Из заостренных костей животных изготовляли проколки, с помощью которых в шкурах проделывали отверстия, когда из них шили одежды. «Нитками» служили, вероятно, сухожилия тех же животных.

Основным способом добычи пищи для людей каменного века была охота. На крымских стоянках находят большое количество костей крупных травоядных животных, мамонтов, лошадей, ослов, сайгаков. Охотиться на этих животных можно было лишь группами. Применялась и загонная охота — животных окружали на обрывах или в узких ущельях, и убивали ударами палок, камней, копий. Важную роль в жизни первобытных людей играло собирательство съедобных растений и грибов. На некоторых стоянках найдены расколотые и обожженные человеческие кости — очевидно, некоторые конфликты, возникавшие внутри одной группы неандертальцев или между различными коллективами, иногда завершались убийством сородичей и каннибалистической трапезой.

У неандертальцев впервые проявились абстрактные представления, побуждавшие их совершать обряд погребения покойных сородичей. В содержании этих представлений пока много неясного. Археологи исследовали много погребений неандертальцев на обширных территориях, в том числе и в Крыму. В гроте Киик-Коба обнаружены останки женщины и младенца. Все захоронения обнаружены на стоянках, где и после совершения погребального обряда продолжалась жизнь. Погребения совершены в скорченном положении на боку. Наконец, не обнаружены могильники неандертальцев. Во всех случаях исследованы индивидуальные или парные захоронения. Таким образом, ясно, что хоронили избранных членов рода, но по каким критериям осуществлялось это избрание и как поступали с остальными, не понятно.

Около 40 тыс. лет назад период мустье завершается. Начинается новый период, получивший в специальной литературе название позднего, или верхнего палеолита. На верхний палеолит пришлось окончание валдайского (вюрмского) оледенения, причем климатические условия по сравнению с эпохой мустье ухудшились. Холодный сухой климат в совокупности с постоянно дувшими с ледника ветрами привели к повсеместному исчезновению лесов. В этих условиях около 40-35 тыс. лет назад сформировался человек современного облика, «человек разумный», homo sapiens.

В Крыму исследованы три верхнепалеолитические стоянки. Это Сюрень I у с. Танковое Бахчисарайского района, Качинский навес у с. Предущельное в том же районе и Аджи-коба на склоне Караби-Яйлы. Это очень немного, учитывая огромное количество мустьерских памятников на полуострове и значительное число верхнепалеолитических стоянок за его пределами. Объяснить этот факт пока никто не сумел.

В верхнем палеолите изменились приемы обработки камня. В Крыму получили распространение нуклеусы. Для получения нуклеуса естественный кусок кремня подвергали специальной обработке таким образом, чтобы впоследствии от него можно было отделять не только более длинные и тонкие отщепы, но и пластины — удлиненные заготовки с параллельными краями. Из отщепов и пластин стали изготовлять новые типы орудий — резцы и скребки. Резец — орудие прямоугольной формы с заостренной узкой стороной. При изготовлении бокового скребка обработке подвергалась длинная сторона отщепа, концевого — узкая сторона пластины. При раскопках стоянки Сюрень обнаружены также ретушированные кремневые изделия небольших размеров. Исследователи считают, что они служили наконечниками дротиков.

Основным способом добычи пищи в верхнем палеолите продолжала оставаться охота. Охотились загонным способом на крупных копытных (мамонтов к этому времени уже истребили). Из костей убитых животных делали разнообразные орудия и украшения. Появление новых приемов обработки кости привело к повсеместному распространению изделий из этого материала. В Крыму найдены костяные наконечники копий, булавки, подвески и другие вещи.

И.Н.Храпунов, Н.И.Храпунов...