Лебяжьи острова. Крымский природный заповедник. Заповедники Крыма. Особо охраняемые территории Крымского полуострова (заповедники). Крымские горы. Природа Крыма. Растительный мир Крыма

Заповедники Крыма

Лебяжьи острова

Перейти в оглавление раздела: Заповедники Крыма

Заповедник "Лебяжьи острова" в настоящее время является орнитологическим филиалом Крымского природного заповедника и расположен он в Каркинитском заливе Чёрного моря на Лебяжьих островах. Его площадь составляет более 9,6 тыс. гектаров. Непосредственно к заповеднику примыкает и Каркинитский орнитологический госзаказник, площадь которого более 27,6 тыс. гектаров. Строго охраняемая часть островов занимает площадь 52 га. Климат в заповеднике засушливый, умеренно-континентальный. Лето здесь жаркое и сухое, в то время как зима мягкая и малоснежная, с частыми оттепелями. И только иногда, в особо суровые зимы, все проливы как между островами, так и с материковым Крымом замерзают.

Лебяжьи острова

Когда в конце XIX века, на островах побывал немецкий ученый Браулер, то он здесь увидел огромное количество белых лебедей-шипунов и он решил, что тут находятся их места гнездования, поэтому этим островам он дал название "Лебяжьи острова". А заповедана эта территория  впервые была в 1947 году, а с 1949 года становится филиалом Крымского заповедного хозяйства, который в настоящее время является Крымским природным заповедником. Главное направление его работы - охрана околоводных птиц.

В состав заповедника Лебяжьи острова входит территория шести островов, сложенных песчано-ракушечными наносами и отделенных друг друга мелководными проливами. Они вытянулись вдоль берегов Крыма с юго-запада на северо-восток на 8 км. Острова  не только подвержены постоянным изменениям их конфигурации, но время от времени наблюдается изменение их числа. Все дело в том, что высота островов над уровнем моря не превышает 1-2 метров,Лебяжьи острова поэтому они подвержены влиянию штормов. Самый крупный остров имеет в длину около 3,5 км, при ширине около 350 м.

Все острова заповедника окружены мелководьем, где наблюдается обилие и растительной и животной пищи. Все это привлекает сюда множество водоплавающих птиц, и поэтому оно является одним из наибольших мест зимовки и гнездования водно-болотных птиц на Украине. Следует также отметить, что Лебяжьи острова находятся на миграционного пути птиц из Европы в Африку и Азию.

Орнитологические наблюдения показали, что на территории и акватории заповедника встречается 265 видов пернатых, но постоянно живет в заповеднике только около 25 видов птиц. Здесь постоянно гнездятся черноголовые хохотуны, чайки-хохотуньи, крачки-чегравы, серебристые чайки, бакланы, многие виды уток, пеликаны и фламинго, белые и серые цапли, кулики и другие. Лебяжьи островаВ летнее время в заповеднике регистрируется до 6000 особей лебедей-шипунов, которые здесь не гнездятся, а лишь пережидают линьку. Во время линьки птица не может взлететь, поэтому для неё особенно важна дикая, безлюдная территория обитания. А зимуют лебеди шипуны в южных странах, а гнездятся в низовьях Дуная, Днепра, в дельте Волги и плавнях Кубани. Лебеди-кликуны появляются на островах поздней осенью перед перелетом дальше на юг на зимовку. Много здесь останавливается различных видов уток, в разные годы отмечалось их в пределах 10-30 тыс. и до 2 тыс. гусей.

Их других групп позвоночных в акватории и на территории заповедника встречаются дельфины афалины, белобочки и морские свиньи; а также большие тушканчики, суслики, мышевидные грызуны, хори; два вида исчезающих рептилий: степная гадюка и желтобрюхий полоз, а из рыб: шип, белуга, лосось черноморский, морской конек...